ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
План самообразования «Использование дидактических игр в художественно — эстетическом развитии детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
второй младшей группы
на 2018 – 2019 учебный год
«Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Фадеева Елена Валерьевна
Саранск 2018
Актуальность выбранной темы:
Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.
Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.
Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.
Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.
Цель работы:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области художественно – эстетического развития с использованием дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» .
2. Изучить психолого - педагогические особенности и специфику художественно – эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе использования дидактических игр в художественно – эстетическом развитии.
4. Разработать дидактический и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно – эстетического развития детей.
6. Создать условия для применения дидактических игр в художественно – эстетическом развития детей младшего дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать режимные моменты на основе технологий «Групповой
сбор», «План – Дело – Анализ» .
9. Продолжать включать в практику технологии проектной деятельности.
10. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам использования дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста, привлечение к участию в проектах.
11. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач использования дидактических игр в художественно – эстетическом развития детей младшего дошкольного.
2. Разработаны проекты по художественно – эстетическому развитию с использованием дидактических игр.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
6. Повышен уровень компетенции родителей в вопросе художественно – эстетического развития детей.
Для воспитанников:
1. У детей сформировано эстетическое восприятие, эстетические эмоции, чувства, эстетическое сознание, отношения и интересы.
2. У детей сформирована эстетическая деятельность через приобщение к разным видам искусства.
3. Развиты эстетические и художественно-творческие способности.
4. Сформированы основы эстетического вкуса.
План работы
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта В течение года 1. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
2. Знакомство с технологией «Групповой сбор», «План – Дело – Анализ» .
3. Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.
4. Подготовка и оформление проектов.
(Приложение 1)
Через методические издания, ресурсы Интернет.
Обучение на вебинарах, семинарах по теме,
изучение опыта других педагогов по данному направлению.
Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид», Международный
образовательный портал МААМ. RU,
Всероссийский образовательный Портал Педагога и др.
Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.
Создание картотек дидактических игр, форм, методов и приёмов по теме самообразования.
Работа с детьми Сентябрь 1. Проведение педагогической диагностики по художественно – эстетическому развитию.
2. Разработка проекта.
3. Создание предметно – развивающей среды, центров художественно – эстетического развития.
4. Внедрение технологии «Групповой сбор».
Мониторинг ДОУ. Технологическая карта проекта «Разноцветная неделя» .
Наблюдение «Посмотри вокруг», «Красота природы», «Осенний клён», «Самый красивый лист», «Наша красивая группа», «Волшебные картинки любимых книг» .
Экскурсия вокруг детского сада, вокруг соседнего корпуса.
Слушание спокойной музыки (по плану музыкального руководителя) .
Д / и «Найди по описанию», «Что какого цвета», «Что за звук», «Откуда песенка», «Назови правильно» .
Октябрь 1. Работа по проекту.
2. Продолжение внедрения технологии «Групповой сбор» при приёме детей.
3. Внедрение в практику технологии «План – Дело – Анализ» .
4. Осенний праздник.
5. Выставка работ.
Проект «Разноцветная неделя» .
Сценарий праздника «Осень золотая» .
Выставка семейного творчества «Чудеса с грядки» .
Ноябрь 1. НОД по лепке с использованием нетрадиционных материалов.
2. Просмотр кукольного спектакля.
Конспект НОД «Ромашка» .
Репертуар театра «Крошка» .
Декабрь 1. НОД по аппликации нетрадиционными способами.
2. Новогодний маскарад.
3. Выставка работ. Конспект НОД «Сложи яблоки в корзинку» .
Сценарий праздника
«Весёлый праздник Новый год» .
Выставка семейного творчества «Фабрика Деда Мороза» .
Январь 1. Разработка проекта.
2. Драматизация сказки.
Технологическая карта проекта «Народное творчество России - малышам» .
Драматизация сказки «Репка» .
Февраль 1. Работа по проекту.
2. Просмотр кукольного спектакля.
3. Экскурсия в кинотеатр.
Проект «Народное творчество России - малышам» .
Репертуар театра «Крошка» .
Репертуар к / т «Россия».
Март 1. Разработка проекта.
2. Весенний праздник.
3. Выставка работ.
Технологическая карта проекта «Рисуем весну» .
Сценарий праздника «8 марта – мамин день» .
Выставка совместного творчества «Ах, сколько руки эти чудесного творят» .
Апрель 1. Работа по проекту.
2. Развлечение.
3. Драматизация сказки.
Проект «Рисуем весну» .
Сценарий развлечения «Весна прекрасная и опасная» .
Драматизация сказки «Теремок» .
Май 1. НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
2. Проведение педагогической диагностики по художественно – эстетическому развитию.
Конспект НОД «Воздушные шарики».
Мониторинг ДОУ.
Работа с семьей Сентябрь 1. Проведение консультации.
2. Помощь родителей в эстетическом оформлении игровых Центров.
3. Фотовернисаж.
Консультация «Воспитываем эстетов, играя» .
Фотовернисаж «Давайте познакомимся» .
Октябрь 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.
2. Выставка - презентация работ.
3. Музыкальная гостиная. Участие в проекте «Разноцветная неделя» .
Выставка семейного творчества «Чудеса с грядки» .
Осенний праздник «Осень золотая» .
Ноябрь 1. Привлечение родителей к проведению НОД.
2. Обмен опытом семейного воспитания.
Конспект НОД по лепке с использованием нетрадиционных материалов «Ромашка» .
Обмен опытом на тему «Лепим, играем, развиваемся» .
Декабрь 1. Музыкальная гостиная.
2. Выставка - презентация работ.
Новогодний карнавал «Весёлый праздник Новый год» .
Выставка семейного творчества «Фабрика Деда Мороза» .
Январь 1. Мастер – класс.
2. Поход в театр.
Мастер – класс «Дидактическое пособие по художественно – эстетическому развитию «Цветная страна» .
Репертуар русского драматического театра.
Февраль 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. .
2. Экскурсия в кинотеатр.
Участие в проекте «Народное творчество России – малышам» .
Репертуар к / т «Россия».
Март 1. Музыкальная гостиная.
2. Выставка – презентация работ. Праздник «8 марта – мамин день» .
Выставка семейного творчества «Ах, сколько эти руки чудесного творят» .
Апрель 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.
2. Совместная драматизация сказки.
Участие в проекте «Рисуем весну» .
Совместная драматизация сказки
«Теремок» .
Май 1. Групповое родительское собрание.
2. Экскурсия в парк.
Групповое родительское собрание «Наши достижения» .
Экскурсия в парк им. А. С. Пушкина.
Самореализация В течение года Выступление на семинаре ДОУ.
Выступление на семинаре ДОУ «Игровые» технологии в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста» .
Взаимопосещения.
Обмен опытом.
Проведение консультации для обмена опытом.
Консультация «Из опыта работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста» .
Проведение открытого НОД.
Конспект НОД по ИЗО, музыкальному развитию «Петушок» .
Публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн – олимпиадах.
Наградные материалы, документы о публикации в научных сборниках, участии в конференциях различных образовательных порталов городского, республиканского, всероссийского, международного уровней по теме самообразования.
Участие в мероприятиях по обмену опытом.
Обмен опытом.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Отчёт по теме самообразования.
Приложение 1
Список литературы и методических интернет-ресурсов
1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 2014. - 60 с.
2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л. Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2013. - 46 с.
3. Волынкин В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие. - Ростов н/ д :Феникс, 2013. - 448 с.
4. Герасимов С. А. Система эстетического воспитания школьников. — М. : Педагогика, 2014.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. ФГОС. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
6. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников / - М. : Педагогическое общество России. - 2015. - 208 с.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. — М. : Сфера, Карапуз,
2013. - 160 с.
8. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития
дошкольника. — М. : «Гном-Пресс», 2015.
9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 2-е издание. Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - 176 с.
10. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь, 2013.
11. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2013. - 202 с.
12. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М. : Педагогика, 2013. - 283с.
13. ФГОС. - М. Центр педагогического образования, 2014 .
14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., 2014. - 132 .
Интернет-ресурсы
1.https://www.solnet.ee - Детский портал: советы родителям, игротека, сказки для детей, конкурсы.
2.https://doshkolnik.ru/ – Дошкольник.
3. https://www.dovosp.ru/ – Издательский дом «Воспитание дошкольника» («Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье
дошкольника»)
4.https://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования.
5.https://www.obruch.ru/ – Обруч
6.https://www.doshcolniki.ru/ – Социально-педагогический портал «Дошкольники».
7.https://illustrators.odub.tomsk.ru/illustr - Художники-иллюстраторы детских книг.
Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч –
https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd
1. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе –
https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
2. Глушкова Г. В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО –
https://www.youtube.com /watch?v=o3qQJRhOVZc
3. Гришаева Н. П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
4. Лыкова И. А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
5. Скоролупова О. А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Скоролупова О. А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
7. Скоролупова О. А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста –
https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
8. Скоролупова О. А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
Отчет по теме самообразования воспитателя второй младшей группы
«Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Фадеевой Елены Валерьевны
за 2018 – 2019 учебный год
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за учебный год. Вот некоторые из них:
- Создание картотек: «Формы, методы и средства реализации ОО «Художественно- эстетическое развитие», «Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию (3-4 года)» ;
- проектов «Разноцветная неделя», «Народное творчество России – малышам», «Рисуем весну» ;
- разработка сценариев праздников и развлечений : праздники - «Осень золотая», «Весёлый праздник Новый год», «8 марта – мамин день», развлечения – «Весна прекрасная и опасная», «Весенняя полянка» (в рамках проекта «Рисуем весну»), досуги – «Лучики» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), физкультурный досуг «Путешествие с Колобком» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам») , совместная деятельность детей и родителей «Инсценировка сказки «Теремок» ;
- доклад на педсовете в ДОУ «Из опыта работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста»,
- выступление на семинаре «Игровые» технологии в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста» ;
- разработка дидактических игр, наглядностей ;
- разработка и проведение открытых НОД – (рисование) «Петушок», НОД –(рисование) «Воздушные шарики», (лепка) «Ромашка», (аппликация) «Сложи яблоки в корзинку», (речевое развитие совместно с художественным творчеством) «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам», (речевое развитие) «Матрёшки – подружки», (познавательное развитие совместно с применением информационно – коммуникационной технологии «Увлекательный мир народной игрушки» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), (рисование) «Весенняя лужайка «(в рамках проекта «Рисуем весну») ;
-мастер-класс для родителей «Дидактическое пособие по художественно – эстетическому развитию «Цветная страна» ;
- консультации для родителей,.разработки родительских собраний с использованием интерактивных форм : консультации – «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Воспитываем эстетов, играя», памятки – «Как познакомить ребёнка с дымковской игрушкой» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Психология детского рисунка», «Развитие музыкальных способностей у детей младшего возраста» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам») , обмен опытом «Лепим, играем, развиваемся», родительское собрание «Наши достижения» ;
- выставки – презентации : «Чудеса с грядки», «Фабрика Деда Мороза», «Ах, сколько эти руки чудесного творят» ;
- применение инновационных технологий - пальчиковая гимнастика, которая удачно сочетается с народным фольклором, применяется во всех видах детской деятельности.
Участие в конкурсах, онлайн-тестированиях, в онлайн-олимпиадах, публикации работ:
- 1 место Всероссийский конкурс «Исследовательские и научные работы, проекты» статья «Учите радоваться жизни и видеть прекрасное вокруг себя» 24 октября 2018 года;
- 1 место Международный конкурс «Исследовательские и научные работы, проекты» проект «Народное творчество России – малышам» 1 ноября 2018 года ;
- всероссийская педагогическая конференция «Талантливое поколение» статья «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ» 16 апреля 2019 года ;
- публикация в сетевом образовательном издании «Арт – талант» «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно – изобразительной деятельности» 14 октября 2018 года ;
- публикация в сетевом образовательном издании «Арт – талант» «Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений, цветовосприятия у детей» 4 сентября 2018 года ;
- публикация в сетевом издании «Солнечный свет» «Конспект НОД (лепка) «Ромашка» 1 марта 2019 года.
Хочу заметить, что общий уровень художественно – эстетического развития детей за учебный год повысился. Дети стали более творческими, легче идут на контакт со сверстниками и с взрослыми. С большим удовольствием участвуют в конкурсах. Мои дети были участниками во всероссийском конкурсе для детей и молодёжи «Талантливое поколение» Кулагин Тимур конкурсная работа «Моё хобби» 1 марта 2019 года.
Изменилось и отношение родителей к проблемам художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители стали активными помощниками в создании развивающей среды.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.
«Образованный человек тем и
отличается от необразованного,
что продолжает считать своё
образование не законченным»
(К. Симонов)