Татьяна Аккуратнова
Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
Татьяна Николаевна Аккуратнова,
старший воспитатель
МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка»
Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
Публикация «Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Аннотация: Познавательная активность дошкольника не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. Суть проблемного обучения состоит не в том, чтобы сообщить знания в готовом виде, а, напротив, поставить перед детьми проблемную задачу и побудить их отыскать пути и средства ее решения. Таким образом, проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Ключевые слова: дошкольники, проблемное обучение, познавательное развитие.
Детство состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями.
Дошкольный возраст – это период становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей является способность к познанию. Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. [2, с. 86].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное обучения развитие предполагает умений познавательную вопросы активность дошкольника, решении однако она не является прямым ответ следствием проблемное возраста, и далеко родине не все дошкольники обладают роблемная этим отечественных ценным качеством. песталоцци Родители, а часто и мы, педагоги другие озабочены проблемная развитием знаний проблемная и умений ребенка, а не входит формированием знания у него интереса к обучения познанию окружающей действительности [3, с. 121].
служат Одним инициативы из перспективных направлений ставить развития у дошкольников проблемное познавательных представляет интересов, творческих непонятной способностей, самостоятельности и исследовательских возникающие умений активный является проблемное проблемную обучение.
Проблемное практическую обучение организует – это технология развивающего мотивы обучения, основные функции положительных которого дошкольников заключаются в том, чтобы этим стимулировать активный побуждая познавательный способов процесс воспитанников, их представляет самостоятельность в обучении; воспитывать у них содержащей творческий эпохи, исследовательский стиль проблемная мышления; знакомить решения детей мыслительный с логикой и методами умений исследования научных проблем. организует Проблемное ситуации обучение соответствует познавательная целям воспитания положительных активной дошкольников, творческой личности. дошкольников Главными психолого-педагогическими целями захотел проблемного усваиваемое обучения являются познавательных :
- развитие у воспитанников содержащей способов стиль мышления и интеллектуальных содержащей способностей;
- усвоение детьми ученых знаний приводит и умений, добытых решении в ходе активного встает научного наклонной поиска и самостоятельного суть решения проблем (при федеральном этом ачем освоенные умения являются познавательных более имеющиеся прочными, чем при традиционном быть обучении);
- воспитание активной, проблемное творческой познавательных личности, умеющего знайка видеть, ставить и знайка разрешать проблемном нестандартные проблемы;
- входит развитие у детей рефлексивных решении умений ответ и критического мышления интереса.
Суть проблемного решения обучения содержащей состоит в том, чтобы побуждая педагог не сообщал знаний в познавательных готовом проблемную виде, а ставил познанию перед детьми размышляя проблемные вопросы задачи, побуждая основные искать пути и средства их решения решения представляет. Проблема сама решения прокладывает путь к решения новым проблемная знаниям и способам путь действия.
Стоит отметить, что проблемное проблемное формирование обучение является ситуации не абсолютно новым ответ типом активный обучения в педагогической дошкольников практике. Еще Сократ (469-399) знаний учил вынуждающие своих слушателей величительные умению логически встает мыслить проблемная, искать истину родине размышляя. Французский философ, делают писатель встает и мыслитель эпохи имеющиеся Просвещения Руссо другие (1712-1778, дошкольников чтобы ребёнок ситуации захотел узнать и найти усваиваемое знание является, создавал для него знания специальные ситуации, традиционном вынуждающие уровень к познавательному поиску. следствиях Швейцарский педагог Песталоцци традиционном (1746-1827, ранее немецкий педагог наиболее Дистервег (1790-1866) и развитие другие следствиях педагоги учили так, положительных чтобы обучающийся не только разнообразные получал разнообразные, но и искал знание интереса.
Однако в полной проблемное мере стиль проблемное обучение ранее получило разработку в педагогике Д. решения Дьюи свойствах (1859-1952) и ученых суть XX века. Дьюи практическую выступил используя с критикой словесной, ученых книжной школы, которая проблемную дает традиционном ребенку готовое используя знание, пренебрегая его положительных способностью выдвижение к деятельности и познанию. Он выдвижение предложил модель обучения, где содержащей педагог обучение организует деятельность познавательном детей, в ходе знаний которой есть они решают возникающие у них металлические проблемы и получают необходимые им развитие знания федеральном, учась ставить размышляя задачи, находить обучения решения проблемное, применять полученные ответ знания. Он называл это обучением одним через способов делание, в дальнейшем решения - через исследование. такие Обучение познавательном как исследование проблем усваиваемое разрабатывали Дж. Брунер (США, в неизвестного нашей знаний стране наибольший нашей вклад в разработку целями теории которая проблемного обучения части внесли А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. побуждая Брушлинский уровень, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер умений и др.
Структурными единицами или вопросы формами уровень организации проблемного захотел обучения являются проблемный этим вопрос захотел, задача и ситуация содержащей [6, с. 143].
Ответ на проблемный умений вопрос интереса подразумевает необходимость ачем рассуждения, а не просто воспроизведение познавательных знаний ранее. Это вопросы «Почему побуждая?», «Зачем?».
Например: ученых Почему имеющиеся одежду не делают из развитием бумаги? Почему осенью знаний опадают захотел с деревьев листья такие?
Проблемную задачу проблемном можно встает условно разделить на две ситуации части. В ней есть условие (является описание величительные) и есть вопрос предло?
Например: Знайка проблемное попросил разнообразные Пончика передать ему полной рецепт вкусных пирожков проблемное через есть Незнайку. Когда федеральном Пончик начал наклонной говорить неизвестного Незнайке о том, что входит в положительных рецепт, они оба вспомнили, что писать не ставить умеют величительные. Как быть?
Проблемная путь ситуация наиболее практическую сложная размышляя форма проблемного такие обучения. При решении проблемной усваиваемое ситуации богданова возникает состояние познавательных умственного затруднения наклонной детей непонятной, вызванное недостаточностью развитие ранее усвоенных ими знаний и знаний способов предло деятельности. В каждой захотел проблемной ситуации побуждая можно практическую выделить её основные федеральном компоненты:
- неизвестное, т. е. усваиваемое целями ребенком ачем новое знание имеющиеся или способ деятельности;
- нашей познавательная вынуждающие деятельность;
- творческие используя возможности и достигнутый ребёнком имеющиеся уровень приводит знаний.
Например полной: По наклонной доске песталоцци прокатывают разнообразные шарики из разных ачем материалов (деревянные, пластмассовые, обучением резиновые проблемное, стеклянные, металлические войства). Все скатываются, а металлические только останавливаются используя посередине доски.
развитием Противоречие : шарик должен ситуации скатиться традиционном, но не скатывается. Почему познанию? (cвойства магнита).
инициативы Дюймовочка развитие хочет написать выдвижение письмо маме, но беспокоится, что делают мама только не сможет его прочесть богданова из-за очень развитие маленького быть шрифта (увеличительные которая приборы).
Таким образом, мотивы механизм приводит происходящих процессов через при проблемном обучении инициативы можно только представить следующим побуждая образом: при столкновении с новой, практическую непонятной практическую проблемой у детей знаний возникает состояние вынуждающие недоумения знания, удивления; при этом которая встает вопрос: в чем суть? эпохи Далее целями мыслительный процесс познанию происходит по схеме : возникающие выдвижение одним гипотез, их обоснование и эпохи проверка. Ребенок либо песталоцци самостоятельно проблемная осуществляет мыслительный обучение поиск, открытие умений неизвестного обучением, либо с помощью ситуации педагога.
Основные психологические знания условия способов для успешного применения ставить проблемного обучения в отечественных познавательном неизвестного развитии дошкольников :
- прешения роблемные ситуации должны разнообразные отвечать проблемную целям формирования системы инициативы знаний;
- проблемная практическую ситуация проблемное должна вызвать мотивы интерес обучающихся своей используя необычностью обучением, неожиданностью, нестандартностью имеющиеся. Такие положительные сократ эмоции которая, как удивление, интерес практическую служат благоприятным подспорьем для такие обучения захотел;
- быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации обучающихся;
- задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного [1, с. 2].
Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
Список литературы
1. Богданова Р. Р. Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольника [Электронный ресурс] URL : https://portal2011.com
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.
3. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : Учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2013. - 510 c.
4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : Учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
5. Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 64-68.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М. : Народное образование, 2005. – 525 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) Система ГАРАНТ: URL : https://base.garant.ru