Лилия Шакирзанова
Роль музея в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о роли музеев в познавательном развитии дошкольников.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса. Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Публикация «Роль музея в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому и называются они «мини-музеями».
Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Викторина
Я предлагаю Вам более подробно проследить этапы познавательного развития детей при создании мини- музеев.
Цель создания мини-музея - это познавательное развитие дошкольника, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.
Цели и задачи мини-музея :
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
9. Формирование активной жизненной позиции.
Принципы руководства при создании мини-музеев
- Наглядности-При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
- Доступности-Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
- Достоверности-представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Вариативности – музеи могут быть разнообразны.
- Интерактивности-позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
- Многофункциональности - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
- Преемственности-передавать культурные ценности.
- Психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;
- Координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи. (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Педагогические функции мини- музея
Воспитательная:
Формирует личностные качества, взгляды, убеждения. Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания
Развивающая :
Активизирует мышление. Развивает интеллектуальные чувства, памяти, сенсорно – физиологических структур. Обогащает словарный запас.
Образовательная:
Развивает зрительно- слухового восприятие, усвоение информации. Использование дидактических материалов, расширяет рамки учебной программы.
Просветительская:
формирование умений, навыков. Формирует адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Для чего мы создаём мини-музеи?
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они, любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей. Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Мини-музеи в детском саду позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
Вывод.
Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений,
Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Мини музей показывает, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Мини-музеи становятся частью предметно – развивающей среды и решают задачи всех образовательных областей.
Музей играет большую роль для дошкольников, У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.
Я предлагаю Вам интеллектуальную викторину «Путешествие по музеям мира».
1. Назовите самый большой музей мира (Парижский Лувр, чтобы его осмотреть понадобиться целая неделя, а то и больше).
2. Назовите самый маленький музей мира (в Литве, размещен в дупле старого дуба Д – 2 метра).
3. Назовите самый старый музей мира и город в котором он находится (Британский музей в Лондоне).
4. Назовите самые необычные музеи мира
1. Музей наказаний-Уругвай
2. Музей детства-Великобритания
3. Музей лжи-Германия
4. Музей шарлатанства-США
5. Музей шпаргалок-София
6. Музей червей-Каунас
7. Музей суеверий-г. Углич
8. Музей ангелов-Карелия
Назовите музеи одного предмета :
1. Часов-в городе Ангарске
2. Копейки- в Ярославле
3. Валенка- Москва
4. Утюга- в Переславле-Залесском
6. Чая - Китайский Национальный музей чая,Музей чая и кофе в Лондоне,Музей зелёного чая в Корее,
7. Салфеток- Лондон
8. Лыж - в Осло
9. Спичек -в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей спичек есть и в России — в Рыбинске.
10. Бумаги - Бумажная столица Вологодчины – город Сокол – представляет единственный на Северо-Западе музей, посвященный производству бумаги
11. Огня -Никко, Токио, Япония)
12. Шоколада
13. Мусора- Нью-Йорке
10 самых популярных музеев в России
1. Государственный музей «Эрмитаж», Санкт-Петербург
Крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей, основанный в 1764 году. Коллекция Эрмитажа насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.
2. Третьяковская галерея, Москва
Главная галерея русского искусства, основанная в середине XIX века известным российским коллекционером Павлом Третьяковым. К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4000 произведений, к 1975 году — 55 000 произведений.
3. Оружейная палата, Москва
Московский музей-сокровищница, часть комплекса Большого Кремлевского дворца. В экспозиции музея более 4000 уникальных произведений, в том числе шапка Мономаха, Шлем — шапка ерихонская и другие раритеты.
4. Подводная лодка-музей Б-413, Калининград
Подводная лодка-музей у причала Музея мирового океана на набережной Калининграда. В 1969-1990 годах несла боевую службу на Северном флоте, с 2000-го стала музеем. В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем».
5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крупнейший музей русского искусства в мире. Одна из самых знаменитых картин музея — «Девятый вал» Ивана Айвазовского, часто бывает на гастролях в других музеях мира.
6. Алмазный фонд, Москва
Собрание уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение. Среди экспонатов — корона Российской Империи, Орден Золотого руна, исторические крупномерные алмазы, ювелирные произведения из золота и платины. Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке, когда Петр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству».
7. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Музей европейского и мирового искусства, открытый в 1912 году. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Основателем и первым директором музея стал профессор Иван Цветаев.
8. Гранд Макет Россия, Санкт-Петербург
Проект 2012 года — национальный шоу-музей, самый большой макет нашей страны, где на площади 800 кв. м изображены города и поселки, леса и моря, люди и животные, действующие автомобильные и железные дороги. Интерактивный макет управляется 40 компьютерами. Более 800 000 светодиодов освещают макет, имитируя смену дня и ночи.
9. Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Cовременный музей, посвященный еврейской культуре и религиозной традиции, истории жизни и расселения евреев, истории евреев в России.
Это крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка: площадь экспозиции 4500 м, общая площадь 8500 м. Открылся в Москве 8 ноября 2012 года. На создание музея было потрачено около $50 млн.
10. Государственный Историко-Архитектурный и Этнографический Музей-Заповедник, Кижи
Один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Историко-культурный и природный комплекс, включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек. За годы существования музея на его территорию были привезены древнейшая деревянная церковь в России — церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XVI века).
Нам удалось с Вами немного вспомнить музеи нашего мира)