Елена Кумшаева
План развития творческих способностей посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию.
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики».
г. о. Химки
2022-2023 уч. год
План работы по самообразованию.
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики».
воспитатель Кумшаева Е. Б.
Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи тестопластики.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
Публикация «План развития творческих способностей посредством тестопластики» размещена в разделах
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе уголок по художественно-эстетическому развитию.
- Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок.
- Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции) .
- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредствам тестопластики объекты живой и неживой природы.
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «».
- Выступить на педагогическом совете № ,по теме «» .
- Подготовить и принять участие в семинаре
- Подготовить статью для публикации по теме самообразования.
- Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «»
Начало работы над темой: сентябрь 2022 года
Окончание работы: май 2023 года
Актуальность
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Тестопластика –является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В наши дни постепенно возрастает интерес к этому виду творчества. Как у любого другого материала у теста есть достоинства и недостатки. Но в одном оно просто уникально – его можно использовать для того, чтобы научить детей лепить. Это незаменимый материал, т. к. безопасен во всех отношениях. Тесто, как материал, очень удобен в работе, всегда под рукой и не требует практически никаких затрат. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель). Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой реализации. Происходит развитие качеств творческой личности : любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический:
- постановка проблемы
• -детальное изучение материала имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
• -анализ затруднений
Прогностический:
- определение целей и задач работы над темой
1. - разработка системы мер, направленных на решение проблем
2. - прогнозирование результатов
Практический:
- выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских
собраниях, заседаниях творческой группы.
• - посещение семинаров, методических объединений для педагогов города.
• - выступление на заседаниях ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
Обобщающий:
- анализ работы
• - корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
Внедренческий:
- использование опыта работы педагогами в ДОУ в процессе работы с детьми.
Преимущества соленого теста :
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- Легко отмывается и не оставляет следов;
- Безопасно при попадании в рот
- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- Можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- Краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- Поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…
- С готовым изделием можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Личностно-ориентированный подход.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
- Личностно — ориентированный подход
Методы:
- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
- Наблюдения.
- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
- Организация выставок.
- Изготовление подарков.
- Просмотр слайд. фильмов.
- Чтение художественной литературы.
Самостоятельная деятельность детей.
- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
- Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.
- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.
- Создание поделок.
Средства:
- соленое тесто
- стеки
- доски
- кисти
- краска гуашь
- шаблоны
Прогнозируемы результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- технологию приготовления соленого теста
-основные приемы, используемые для лепки животных и птиц
-технологический процесс изготовления поделок из соленого теста
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда
-переводить шаблоны на тесто
-изготавливать и оформлять поделки
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста
-самостоятельно исправлять повреждения поделок
-самостоятельно контролировать качество готовности изделия
Учащиеся приобретут навыки:
- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона
- определение свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок
-изготовление поделки по собственному эскизу.
Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.
План мероприятий
Учебный год Вид деятельности Сроки выполнения результат
2022/
2023 Изучение методической литературы В течение учебного года Картотека литературы по теме «Х-ЭР с детьми дошкольного возраста».
Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов В течение учебного года Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ. RU», «ИНФОУРОК», «Социальная сеть работников образования nsportal.ru».
Разработка плана занятий с детьми.
Оформление стенда В течение учебного года Выставка детских работ
Работа с родителями:
-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.
-Родительское собрание в форме мастер - класс «Тесто это просто».
- Выставка работ родителей и детей из соленого теста. Ноябрь
февраль
март Результат участия
Посещение занятий других воспитателей В течении года Знакомство с опытом работы
Материалы диагностики по теме самообразования.
Конспекты НОД
Разработка различных форм работы с родителями (выступления на собрании, консультации, наглядность (буклеты, памятки, газеты)
Литература :
1. Горичева В. С. Изделия из соленого теста
2. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006
3. Данкевич Е. “Лепим из соленого теста”
4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М. : АСТ-пресс книга, 2004.
Литература для обучающихся.
1. Лепка и тестопластика. 2008 год Карапуз
2. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. -М. :ОЛМА Медиа Групп, 2007.-32с. : ил. – (Школа творчества)
3. Синеглазова М. О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»