Наталья Журбина
План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»
в младшей группе МБДОУ № 45 «Ручеек»
с. Кагальник Азовского района
Публикация «План работы по самообразованию „Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Направление: изобразительная деятельность
Вид деятельности: рисование
Воспитатель: Журбина Наталья Михайловна
Стаж педагогической работы : до 1 года
Курсы повышения квалификции: 2016 г.
Дата начала работы над темой : 2015-2016 у. г.
Предполагаемая дата окончания работы : 2016-2017 у. г.
Цель:
1. Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.
2. Формировать умение применять полученные знания о средствах изобразительной деятельности в собственном творчестве детей.
3. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- обучать детей системе сенсорных эталонов;
- обучать детей системе техник в рамках учебного плана (традиционные техники) и плана по самообразованию (нетрадиционные техники) ;
- развитие речи как инструмента сенсорного познания и анализа;
– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– развивать эмоциональное восприятие, эстетический вкус, воображение, творчество, фантазию;
– развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– обучать различным техническим умениям и навыкам рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы, посещения мастер - классов, самообразования.
-разработать перспективный план работы с детьми.
-оформить в группе центр «Наше творчество»
-подготовить мастер - класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; выступление на педагогическом совете.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Форма самообразования : индивидуальная.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию :
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы (алгоритм).
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из овощей, пробки, бумаги (штампы).
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки ладошкой;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
Результат реализации: выставка детских работ в нетрадиционных техниках. Форма отчета по проделанной работе : сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования в 2017-2018 уч. г.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
На современном этапе развития образования в целом и дошкольного образования в частномти всё чаще у педагогов возникает потребность найти универсальную образовательную модель, спомощью которой становится возможным включение в изобразительную деятельность любого ребёнка независимо от его индивидуальных особенностей, что в конечном счёте способствует его социализации в микросоциуме группы.
Детское изобразительное творчество требуется от образовательной организации условий, в которых ребёнок с одной стороны осваивает под руководством воспитателя некоторые культурные действия по освоению этого вида деятельности, а с другой стороны – должен иметь возможность организовать своё творческое пространство для самостоятельной деятельности и творческого эксперимента. Для налаживания функционального взаимодействия этих направлений, поиска универсальной технологии образовательной программы по изобразительному творчеству и ведутся поиски эффективной педагогической технологии.
Сегодня в условиях реализации Федерального государственного образоввтельного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 г.) я стремлюсь организовать образовательную среду с учётом целевых ориентиров, одновременно являющихся индикаторами оценки качества художественного образования дошкольников. В этом и состоит уровневый, а не знаниевый подход к освоению дошкольниками изобразительной деятельности, не общие возрастные возможности, а индивидуальный темп овладения детьми художественныим инструментарием и приобщения их к искусству. Такой подход индивидуализирует образование, так как ранее принятые критерии оценки потенциала детей, ориентированные по возрасту, слишком условны и неоднозначны в своих характеристиках.
В связи с этим педагоги пытаются в новых условия работы решить несколько основных проблем:
1. каким направлениям в изобразительном творчестве отдать приоритет, на что акцентировать деятельность, чтобы обеспечить развитие потенциала каждого ребёнка?
2. каким техникам обучать детей, чтобы поспособствовать приобщению детей к искусству, не лишив детское творчество непосредственности, не доходя при этом до усреднённого примитивизма?
3. какая педагогическая технология сможет обепечить эффективное взаимодействие традиционного и инновационного в изобразительной деятельности дошкольников?
Рассматривая концепцию детского творчества в дошкольный период, можем сказать о том, что работа воспитателя в младшей группе сводится к созданию эстетических архетипов, как предпосылок изобразительной деятельности.
Эстетические архетипы – это спонтанно складывающиеся образы в бессознательной сфере ребёнка, которые он способен осознать и выразить только при наличии стимулирующих факторов.
Архетипы детского сознания позволяют не только воспринимать предметы и явления окружающего мира, но и оценивать их. С другой стороны, архетипы представляют собой индивидуальную форму восприятия ребёнком окружающего мира. Эти множественные мыслеобразы лишь в сочетании с художественными эталонами позволяют ребёнку сформировать индивидуальные черты художественного образа в своём произведении.
Самореализация ребёнка в творчестве зиждется на нескольких «китах», наиважнейший из которых – овладение детьми системой сенсорных эталонов. На мой взгляд, возраст младшей группы, как раз предполагает к активной работе именно в этом направлении. Главными задачами своей работы по этому направлению на этот учебный год я определила:
1. обучение детей системе сенсорных эталонов;
2. обучение детей системе техник в рамках учебного плана (традиционные техники) и плана по самообразованию (нетрадиционные техники) ;
3. развитие речи как инструмента сенсорного познания и анализа;
4. развитие эмоционального восприятия, воображения, фантазирования, творчества.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Для развития творческих способностей детей я планирую использовать в младшей группе ДОУ следующие способы нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовать гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание края смоченным краской слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы. Часто штампы вырезают из овощей.
4. Кляксография – цветная клякса из краски наносится на бумагу (выдувание через трубочку, с помощью кисточки, пальца, растекание по бумаге). Высушивается и дорисовывается до намеченного образа.
5. Рисование акварелью по соли – достаточно сложная для малышей, редкая техника. Планирую обучение на индивидуальных занятиях. Заключается в нанесении рисунка клеем ПВА, засыпание рисунка пищевой солью. Затем заготовка высушивается. Рисунок раскрашивается акварельными красками кистью или пипеткой. Получается необычайно декоративная работа.
Перед началом занятия следует подготовить рабочее место.
На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовать : игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
Календарный план работы
Сентябрь 2016 г
Тема: «Осень».
Обучение работе с красками и бумагой
Рисование ладошками «Осенние листья».
Участие в оформлении выставки «Здравствуй, Осень!»
Индивидуальные занятия. Рисование пальчиками «Гроздь винограда».
Октябрь 2016 г
Тема: «Я и моя семья».
Рисование набором штампов из овощей «Познакомьтесь, это – Я!» (изображение человека)
Индивидуальные занятия. Рисование набором штампов из овощей «Моя семья».
Ноябрь 2016 г.
Тема: «Мой дом, моё село».
Рисование штампами (квадрат, треугольник) «Моя улица»
Индивидуальная работа. Кляксография «Деревья у реки».
Декабрь 2016 г.
Тема: «Новый год к нам идёт»
Рисование ладошкой и пальчиками «Открытка «С Новым годом!»» (Ёлочка с шарами). Участие в конкурсах.
Участие в украшении группы к Новогодним праздникам.
Индивидуальная работа. Рисование штампами «Шарик на ёлочку».
Январь 2017 г.
Тема: «Зимняя сказка»
Рисование пальчиками «Новогодний салют».
Индивидуальная работа. Рисование акварелью по соли «Заинька».
Февраль 2016 г.
Тема: «День защитника Отечества»
Март 2017 г.
Тема: «Мамочка, любимая моя»
Рисование пальчиками открытка «Букет мимозы для мамочки»
Индивидуальная работа. Кляксография «Первые цветочки».
Апрель 2017 г.
Тема: «Весна. Традиции Донской земли».
Рисование акварелью по соли «Вербочка».
Рисование пальчиками «Пасхальное яичко».
Участие в оформлении группы к празднику Пасхи.
Май 2017 г.
Тема: «Мы ждём тебя, лето!»
Рисование штампами «Мыльные пузыри»
Индивидуальная работа. Рисование пальчиками и штампами «Сирень для солдата».
Участие в конкурсах.
Участие в оформлении группы ко Дню Победы.
Результат деятельности:
1. Выставка детских работ в нетрадиционных техниках.
2. Самоанализ по реализации плана по самообразованию и деятельности детей.
3. Сообщение на педсовете «Отчёт о проделанной работе за 2016-2017 уч. г. Рекомендации коллегам по организации занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования».
4. Презентация по теме.
Литература:
1. Погодина С. В. «Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М. : 2016 г.
2. Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» ж. Дошкольное образование. – 2010. - №18
3. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ФГОС ДО. М. :ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
4. Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ».- СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013, - 96 с.
5. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
6. Поддьяков Н. Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка – дошкольника. Ближние и дальние горизонты». М. : Обруч, 2013. – 192 с.
7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» .