Елена Новикова
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Автор проекта: Новикова Елена Викторовна -
воспитатель МБДОУ детского сада № 427, г. Екатеринбурга
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
(В. А. Сухомлинский)
Вид проекта:групповой
Тип проекта: творческо – исследовательский
Участники проекта:воспитанники, педагоги, родители
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Противоречия:
*между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;
*между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;
*между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.
Срок реализации проекта долгосрочный (сентябрь 2012 – май 2016)
Цель проекта:
Повысить уровень развития художественно - творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.
Направление проекта:
Развитие творческих способностей детей
Задачи проекта:
Обучающие:
1. научить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;
2. формировать коммуникативную компетентность;
3. способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление;
4. вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
5. познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
Развивающие :
1. развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
2. развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы;
2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества умений по изобразительной деятельности;
- улучшение учебно-познавательной компетентности;
- расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;
- развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;
- развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;
Проектный продукт:
* Анкетирование родителей на тему: «Чем занимается ваш ребенок дома?»
*Открытое занятие с использованием различных техник рисования
«Домик в деревне»
*Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования – пуантилизм «Аквариум», с использованием ИКТ
*Выставки творческих работ
Принципы проекта:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
• - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• - Принцип доступности материала.
Направления:
• - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложном;
• - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
• музыкальное сопровождение и т. п.
• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
Использование новых развивающих технологий :
• - личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
• - коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
• - игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
• - педагогические (доверительная беседа, стимулирование)
Методы:
- анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
- наглядные, практические, словесные;
- анализ процесса обучения;
- анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.
Девиз проекта:
«Акварель» - для ребят!
Все рисуют, все творят!
Этапы проекта:
1 Подготовительный этап (октябрь 2012 – май 2013)
Младший возраст
Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной техники рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.
2 Основной этап (сентябрь 2013 – май 2015)
Средний и старший возраст
Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций
3 Заключительный этап
(сентябрь 2015 – май 2016)
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Формы работы по реализации проекта:
*наблюдения
*создание презентации, слайд шоу
*выставки
*конкурсы
*Итоговое мероприятие
Критерии оценки результативности проекта •
Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям:
*анализ продуктов детской деятельности;
*выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции предмета в изображении
Композиция
Передача движения
Цвет
Критерии творческого развития :
Продуктивность
Разработанность образа
Оригинальность
Качество •
Формы и методы работы с родителями:
*Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского творчества;
*Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный вернисаж»;
*Помощь родителей в пополнении технического материала;
* Посещение открытых групповых занятий мастер – классов по изобразительной деятельности;
*выставки детских работ.
Вывод:
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе