Татьяна Макарова
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
Консультация для родителей.
«Ум ребёнка - на кончиках его
пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-
ручейки, которые питают
источник творческой мысли».
(В. А. Сухомлинский).
Рисование – это одно из важнейших средств самовыражения ребёнка. Едва научившись владеть карандашом или кистью, ребёнок стремится передать в рисунке свои впечатления от окружающего мира. Чаще всего рисование становится устойчивым увлечением дошкольника.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Однако рисование карандашами, кистью требует от ребёнка высокого уровня владения техникой изображения, определённых навыков и умений. И часто отсутствие этих навыков мешает реализации замысла ребёнка, что может отвратить его от рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет ребёнку преодолеть барьер страха перед неудачей, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт ему уверенность в своих силах.
В нетрадиционном рисовании у детей развиваются такие качества :
• сенсорная чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры и т. д.);
• воображение;
• интерес к рисованию как к виду творчества;
• мелкая моторика рук;
• образное восприятие;
• эстетическое восприятие, художественный вкус.
Нетрадиционное рисование сродни экспериментированию. При помощи подручных средств дети передают образы окружающего мира: деревья, цветы, животных, людей и многое другое. Это стимулирует познавательный интерес ребёнка, желание искать новые средства выразительности.
Нетрадиционных техник рисования много. Вот самые распространё нные из них:
1. Рисование пальцами, кулачком, ладошкой.
2. «Прижми и отпечатай».
3. Кляксография (обычная, с трубочкой)
4. Рисование поролоном.
5. Свеча +акварель (восковые мелки + акварель).
6. Тычок полусухой жёсткой кистью.
При обучении детей нетрадиционным изобразительным техникам будет необходимо учитывать следующие принципы:
• Систематичность занятий;
• Доступность (от простого к сложному);
• Сотворчество взрослого и детей;
• Повторность материала
• Принцип наглядности.
В домашних условиях проще всего использовать пальцевую живопись. Она хороша ещё и тем, что развивает тактильные ощущения, а не только зрительные. Ребёнок не только видит краску, он её чувствует. В этой технике можно нарисовать не только простые предметы (дождик, листья, цветы, но и предметы посложнее (например дерево, птицу, солнышко, животных и т. д.). Добавив к отпечатку некоторые детали, получаем вполне реальный образ. Скомбинировав отпечатки ладоней, кулачков и пальчиков (даже ступней) можно получить образ любой сложности (например, бабочку, птицу).
Техника «Прижми и отпечатай» также очень доступна. Любые предметы оставляют на бумаге отпечатки, которые можно использовать в рисовании. Штампы простейших форм можно вырезать из картофеля, моркови. Разрезанная луковица оставляет отпечатки, похожие на розочки. Так можно украсить любые силуэты, например платье, свитер, платочек, варежку.
При создании узоров важно научить детей чувству ритма и умению располагать детали в определённых местах силуэта, чтобы узор выглядел гармонично и законченно.
Интересные отпечатки можно получить, прижимая к бумаге пробки от бутылок (например, от шампанского, пуговицы, мозаику, детали конструкторов, печатки, вырезанные из ластика. При помощи штампов можно напечатать целые композиции (неваляшка, паук, домик и т. д.).
Очень интересная техника – кляксография. Использование этой техники развивает у детей воображение. Если капнуть краской на бумагу и дать краске растечься и высохнуть, потом можно пофантазировать, на что похожа клякса, дорисовать детали и получить законченный образ.
А если подуть на кляксу через трубочку, можно изобразить такие предметы, как деревья, ёжика, цветы, колючки и многое другое.
Рисование поролоном позволяет передать фактуру предметов (пушистого зверя, листву дерева, траву и т. п.). Краска не должна быть слишком жидкой, тогда эффект фактурности будет достигнут. Можно рисовать поролоном внутри контура или карандашного наброска. А можно вырезать из бумаги силуэт предмета и, прикрепив трафарет к листу скрепкой, напечатать поролоном предмет нужной формы – легко и быстро! Останется лишь дорисовать детали.
Очень хорошо передаёт фактурность предметов техника «Тычок жёсткой полусухой кистью». Жёсткую клеевую кисть обмакивают в густую краску и делают вертикальные тычки (облако, колючий ёжик, цыплёнок и проч.).
Техника «Свеча + акварель» подходит для детей старшего дошкольного возраста, так как свеча оставляет на бумаге почти невидимые следы. Эти следы не закрашиваются акварелью, получается «эффект негатива». Так можно нарисовать падающие снежинки, морозные узоры на стекле и многое другое. Детям 3-5 лет вместо свечи лучше взять восковые мелки. Рисунок получится ярким и необычным, а акварель даст фону эффект прозрачности (аквариум с рыбками, небо, вечерний воздух и т. д.).
О разных техниках рисования можно рассказывать бесконечно. Попробуйте их применить дома вместе со своими детьми. Кто- то скажет, что ребёнок оставит после себя много грязи, испачкается. Важно всё делать вместе с ребёнком, тогда и вы получите удовольствие, и ребёнок многому научится, в том числе и аккуратности. Общение с ребёнком никогда не проходит даром, тем более такое плодотворное, как рисование. А результаты этого общения можно повесить на стену, подарить близким, оставить на память.