Панченко Александра
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию на тему : «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности».
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Цель:развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.
• подготовить методический материал, картотеку пальчиковых игр.
• провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• развивать координацию и точность движений рук, глаз, гибкость рук, ритмичность.
• развивать общую двигательную активность.
• развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- Пальчиковая гимнастика
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание).
- Работа с карандашом и восковыми мелками (раскрашивание).
- Пластилинография.
Формы работы :
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей
Литература:
1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
2. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
3. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
4. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий., 2006 г.
5. Интернет ресурсы.
6. «Детский дизайн. Пластилинография» Г. Н. Давыдова.
План работы
( Месяц:Этапы;Содержание работы;Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, консультации, памятки, выставка работ и т. д.).
Сентябрь (Теоретический).
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Осенние листья», «Дружные пальчики», «Птицы»
3. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей
•Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки через продуктивные виды деятельности».
•Памятки «Средства развития мелкой моторики».
Октябрь (Теоретический).
1."Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина.
2."Сложи картинку" из 2 частей.
3."Найди вторую половинку" - разрезные картинки.
4."Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе).
5."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок).
6. Аппликация «Весёлая гусеница».
• Выставка: аппликация «Веселая гусеница».
•Консультация «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста».
Ноябрь (Практический).
1. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять».
2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях, работа со шнуровками.
3."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками.
4. Разложи пуговицы по цвету.
5. Рисование в н/т «Дождь идёт» (ватными палочками).
Оформление папки – передвижки «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста».
Декабрь (Практический).
1. Строим дом из кубиков.
2."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру.
3."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
4."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера.
5."Снеговик" - лепка из пластилина снеговика.
6. Пальчиковая игра "Мы капусту режем».
7. Пальчиковый театр "Репка".
• Выставка: «Снеговик».
•Памятка «Наши пальчиковые игры».
Январь (Практический).
1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек.
2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками.
4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы".
5."Построим дом из кубиков".
6."Рельсы для поезда" рисование прямых линий.
•Индивидуальные беседы –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей».
Февраль (Практический).
1. Пальчиковая игра "Моя семья".
2."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок.
3."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди игрушек на столе.
4."Поможем бабушке развязать узелки на веревке.
5."Поможем сестричке застегнуть пуговицы".
•Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»
Март (Практический).
1. Изготовление подарка для мамы.
2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя.
3."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе.
4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге.
5. Пальчиковая гимнастика "Дождик".
6."Мячи для котят"-лепка из пластилина.
7."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну.
• Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек».
•Поделки с детьми «Подарок для мамы».
Апрель (Практический).
1. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний.
2."Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку.
3."Собери картинку из 3 частей".
4."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги".
5. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж".
6."Червячки для грачей" лепка из пластилина.
7."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты.
•Оформление папки – передвижки «Играя, учимся говорить».
Май (Заключительный).
1. Закрути бутылочки"
2."Строим дом" из конструктора.
3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре.
4."Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц.
5. Показ пальчикового театра "Колобок".
6. Игры со шнуровками, липучками.
7. Пальчиковые игры, разученные ранее.
•Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики».
• Презентация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
через различные виды деятельности».