Людмила Зарубина
План работы кружка «Как устроен мир» для детей 6–7 лет с использованием STEM-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей.
Задачи: использовать новые технологии и методики при работе с детьми (использование новой для детей техники (микроскоп, телескоп, познавательно-исследовательская деятельность, кейс-метод); расширить знания детей об астрономии, географии, биологии, математике и конструировании; познакомить с химическими преобразованиями некоторых материалов, устройством и работой микроскопа и телескопа; способствовать развитию творческой инициативы и любознательности детей; способствовать привлечению родителей к реализации STEM-технологий.
Публикация «План работы кружка „Как устроен мир“ для детей 6–7 лет с использованием STEM-технологий» размещена в разделах
- STEM технологии
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Методы и приемы: наглядный (использование натуры, макетов и моделей объектов, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов работы с объектами; демонстрация продуктов детского творчества); словесный (беседа, указания воспитателя в начале и в процессе исследования, инструктаж по технике безопасности при определенных видах деятельности); исследовательский (самостоятельное выполнение какой – либо части или всей работы, привлечение родителей к получению детьми новой информации); практический (создание моделей, макетов объектов, использование в деятельности наборов для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля, конструкторов LEGO, материалов живой и неживой природы при экспериментировании).
Октябрь
1
Тема: «Представление о мире в древности и современное представление»
Техники, материалы и оборудование: картинки по теме, портреты знаменитых ученых прошлого.
Программные задачи: познакомить детей с представлением о строении мира в Древнем Египте, Индии, Китае, в Средние века и с современными знаниями о мире. Показать значение новых знаний для современного человека.
Отражение: создание рисунков на тему «Каким я вижу мир».
2
Тема: «Древние науки и науки современности»
Техники, материалы и оборудование: древние рецепты, применяемые при некоторых болезнях или разных жизненных ситуациях.
Программные задачи: познакомить детей с важнейшими науками прошлого: астрологией, алхимией, чародейством, показать их несостоятельность при современном развитии науки и техники.
Отражение: тренировка в вызывании дождя с помощью древних приговоров.
3
Тема: «Дидактическая система Ф. Фребеля»
Техники, материалы и оборудование: наборы для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля.
Программные задачи: познакомить детей с некоторыми наборы для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля, раскрыть принципы работы с ними.
Отражение: создание поделок по желанию детей.
4
Тема: «Дидактическая система Ф. Фребеля»
Техники, материалы и оборудование: наборы для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля.
Программные задачи: продолжить знакомство детей с наборами по системе Ф. Фребеля и возможностями их использования в различных ситуациях.
Отражение: создание поделок по желанию детей.
Ноябрь
1
Тема: «Глобус»
Техники, материалы и оборудование: глобусы разной величины, картинки с изображением разных видов глобусов.
Программные задачи: предложить детям рассмотреть модель Земли, объяснить обозначения на глобусе, показать картинки с изображениями необычных глобусов мира.
Отражение: поиск на глобусе разных объектов: гор, морей, материков, островов.
2
Тема: «Карты»
Техники, материалы и оборудование: иллюстрации с разными видами древних карт, современные карты разных видов.
Программные задачи: раскрыть детям значение карты для человека, показать разные виды карт (экономическая, политическая, физическая, карта природных зон, познакомить с символами, использующимися для чтения карты.
Отражение: поиск на карте разных географических объектов.
3
Тема: «Внутреннее строение Земли»
Техники, материалы и оборудование: макет Земли в разрезе.
Программные задачи: познакомить детей с внутренними слоями Земли, раскрыть их функции. Рассмотреть некоторые природные ископаемые.
Отражение: проведение опыта с магнитами.
4
Тема: «Горы. Образование гор»
Техники, материалы и оборудование: фотографии величайших гор мира и красивых горных пейзажей.
Программные задачи: объяснить детям процесс образования гор и горных цепей.
Рассмотреть с детьми фотографии гор. Раскрыть значение гор в природе, влияние горных хребтов на климат.
Отражение: создание макета горы из глины.
Декабрь
1
Тема: «Горные пещеры. Спелеология»
Техники, материалы и оборудование: горные породы. Фотографии горных пещер.
Программные задачи: показать детям неповторимость горных пещер, познакомить с развитием и значением спелеологии как науки. Предложить рассмотреть некоторые горные минералы, определить их свойства.
Отражение: посещение Краеведческого музея и рассматривание природных ископаемых, встречающихся в нашей местности.
2
Тема: «Вулканы»
Техники, материалы и оборудование: фотографии вулканов. Длинная узкая колба, вода, «Фейри», сода (для проведения опыта).
Программные задачи: познакомить детей со строением вулкана, его значением для формирования ландшафта планеты. Рассмотреть фотографии извержения вулканов.
Отражение: проведение опыта по «извержению вулкана».
3
Тема: «Минералы»
Техники, материалы и оборудование: набор химических элементов и оборудования для проведения опытов.
Программные задачи: расширять представления детей об окружающем мире. Показать разнообразие химических элементов и способность их к преображению.
Отражение: проведение опытов с химическими элементами.
4
Тема: «Реки и озера»
Техники, материалы и оборудование: фотографии необычных и уникальных рек и озер. Конструктор LEGO.
Программные задачи: продолжить знакомить детей с природными объектами Земли, показать их красоту и раскрыть значение в природе.
Отражение: создание из конструктора речного побережья или лесного озера.
Январь
1
Тема: «Мировой океан. Острова. Материки»
Техники, материалы и оборудование: глобус, карта.
Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения современного ландшафта планеты путем разделения сверхматерика Пангеи. Научить детей находить материки, острова, океаны на глобусе и карте.
Отражение: конструирование из пластилина «Материки будущего».
2
Тема: «Интересные факты о Земле»
Техники, материалы и оборудование: фотографии уникальных мест нашей планеты. Конструктор LEGO.
Программные задачи: развивать любознательность детей, показать им красоту мира, воспитать желание сохранить уникальность нашей планеты.
Отражение: создание из конструктора гор, вулканов, материков с последующим объединением для создания общего ландшафта.
Февраль
1
Тема: «Что изучает биология. Микроскоп»
Техники, материалы и оборудование: Микроскоп. Объекты для изучения под микроскопом.
Программные задачи: Познакомить детей с биологией и предметом ее изучения. Объяснить детям принципы работы микроскопа. Предложить выбрать объекты для изучения под микроскопом.
Отражение в творчестве: Рассматривание под микроскопом выбранных детьми объектов. Предложить принести желаемые объекты из дома для изучения.
2
Тема: «Виды живых организмов»
Техники, материалы и оборудование: картинки с изображением увеличенных бактерий, грибов, растений и мельчайших животных.
Программные задачи: познакомить детей с разнообразием живых организмов: растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами. Вызвать у детей желание рассмотреть объекты живой природы, невидимые невооруженному глазу.
Отражение: создание каталога с детьми и родителями «Видимое невидимое».
3
Тема: «Микромир»
Техники, материалы и оборудование: фотографии вирусов и бактерий.
Пластилин.
Программные задачи: познакомить детей со значением вирусов и бактерий для природы и человека, объяснить, чем отличаются вирусы от бактерий. Напомнить правила личной гигиены и способы профилактики различных инфекций, вызванных вирусами и бактериями.
Отражение: предложить детям поиграть в микробиологов и создать из пластилина новые виды бактерий и вирусов.
4
Тема: «Грибы. Водоросли. Лишайники»
Техники, материалы и оборудование: фотографии грибов, водорослей, лишайников.
Программные задачи: хлебная плесень, микроскоп.
Дрожжи, емкость для выращивания дрожжей, теплая вода.
Продолжать знакомить детей с новыми видами живой природы. Раскрыть значение грибов, водорослей, лишайников для природы и человека.
Отражение: рассматривание хлебной плесени под микроскопом.
Выращивание дрожжей.
Март
1
Тема: «Растения»
Техники, материалы и оборудование: фотографии необычных растений мира. Микроскоп. Пленка с луковой пластинки. Капля йода.
Программные задачи: расширить знания детей о мире растений. Показать фотографии необычных растений мира. Напомнить функции частей растений.
Отражение: рассматривание пленки с луковой пластинки под микроскопом.
2
Тема: «Животные прошлого»
Техники, материалы и оборудование: детская энциклопедия «Вымершие животные».
Конструктор LEGO. Пластилин.
Программные задачи: познакомить детей с вымершими животными, ввести понятие «эволюция», раскрыть значение эволюции для природы.
Отражение: создание из конструктора Парка юрского периода и вымерших животных из пластилина.
3
Тема: «Невидимые нити»
Техники, материалы и оборудование: наборы картинок с изображениями ландшафта, растений и животных. Ножницы. Клей.
Программные задачи: раскрыть взаимосвязи между живой и неживой природой и значение каждого компонента природы для целого. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы, развивать речь через умение объяснить свое мнение.
Отражение: создание коллажа «Невидимые нити».
4
Тема: «Человек как часть природы»
Техники, материалы и оборудование: плакат с внутренним строением тела человека. Пластилин.
Программные задачи: познакомить детей с внутренним строением тела человека и значением некоторых органов. Показать, что человек зависим от природы и тесно с ней связан.
Отражение: лепка из пластилина «Эволюция человека».
Апрель
1
Тема: «Вселенная»
Техники, материалы и оборудование: модель Солнечной системы.
Лампа настольная.
Программные задачи: показать на модели строение Солнечной системы. Объяснить принцип солнечного и лунного затмений, смены времен года и времени суток на Земле.
Отражение: рассматривание и изучение модели Солнечной системы. Проведение опыта по созданию солнечного и лунного затмений.
2
Тема: «Звезды»
Техники, материалы и оборудование: картинки с изображением звезд, созвездий, галактик, туманностей.
Конструктор LEGO.
Программные задачи: познакомить детей со строением звезды, объяснить отличие звезды от планеты. Рассказать об эволюции звезд. Вызвать у детей желание узнать новое о космических объектах.
Отражение: создание каталога «Космические дали». Конструирование космической станции.
3
Тема: «Солнце»
Техники, материалы и оборудование: картинка с внутренним строением солнца.
Телескоп.
Программные задачи: познакомить детей с Солнцем как звездой, создавшей Солнечную систему. Рассказать о предполагаемой эволюции Солнца.
Объяснить принцип работы телескопа.
Отражение: тренировка в изучении дальних объектов на земле и настройке телескопа.
4
Тема: «Планеты-гиганты Солнечной системы»
Техники, материалы и оборудование: фотографии планет-гигантов и их спутников.
Газеты и клей ПВА, пластмассовые шарики.
Программные задачи: продолжить работу с детьми по изучению планет-гигантов : Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и их спутников.
Отражение: начать работу по конструированию собственной планеты из папье-маше.
Май
1
Тема: «Планеты земной группы. Луна»
Техники, материалы и оборудование: фотографии планет земной группы и их спутников.
Гуашь, кисти, баночки с водой, модель планеты из папье-маше.
Программные задачи: продолжить работу с детьми по изучению планет земной группы : Меркурия, Венеры, Земли, Марса, их спутников и Луны как единственного естественного спутника Земли.
Отражение: продолжить работу по конструированию собственной планеты из папье-маше.
2
Тема: «Карликовые планеты. Космические путешественники»
Техники, материалы и оборудование: фотографии карликовых планет, метеоритов, комет, астероидов.
Гуашь, кисти, баночки с водой, модель планеты из папье-маше.
Программные задачи: продолжить работу с детьми по изучению карликовых планет : Плутон, метеоритов, комет, астероидов. Способствовать развитию любознательности детей и их речи в процессе общения.
Отражение: завершить работу по конструированию собственной планеты из папье-маше.
3
Тема: «За пределами Солнечной системы»
Техники, материалы и оборудование: изготовленные детьми планеты. Ноутбук, эпизоды из фильма BBC «Путешествие на край Вселенной».
Программные задачи: предложить детям просмотреть эпизоды из фильма BBC «Путешествие на край Вселенной» с целью узнать, что находится за пределами Солнечной системы.
Отражение: создание модели планетарной системы из изготовленных детьми планет.
4
Тема: «Космос и человек»
Техники, материалы и оборудование: фотографии космических аппаратов, станций, спутников. Фотографии знаменитых космонавтов.
Наборы для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля.
Программные задачи: показать детям с опорой на их знания значение изучения Космоса для жизни на Земле.
Отражение: создание космических станций с использованием наборов для развития пространственного мышления по системе Ф. Фребеля.