Серго Галина Анатольевна
Авторская разработка. План работы кружка «Хочу всё знать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение городское поселение Игрим, Берёзовского района, ХМАО-Югра, Тюменской области
Авторская разработка. Воспитатель дошкольного учреждения. Серго Галина Анатольевна.
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ХОЧУ, ВСЁ, ЗНАТЬ!»
Основные условия организации работы.
Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
Публикация «Авторская разработка, План работы кружка „Хочу всё знать!“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
*развитие у детей представления о химических свойствах веществ
Растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов Выделение веществ из неоднородной смеси путём отстаивания, фильтрования
*развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях Магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды
Испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция
*развитие представлений о свойствах Воды, песка, глины, воздуха, камня
*развитие элементарных математических представлений упражнять в количественном счёте о мерке – как способе измерения объёма, массы, длины; о мерах измерения длины
*познакомить с основными чертами рельефа планеты : вулканы, горы, озера
_ Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощникам при проведении игр-экспериментов Увеличительное стекло Увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
*формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личночтное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
ПЛАН РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Месяц Темы игр-экспериментирований
Задачи Сроки
реализации
Октябрь 1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Первая неделя
2. Почему всё звучит? Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Вторая неделя
3. Прозрачная вода. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес).
Третья неделя
4. Вода принимает форму.
Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Четвёртая неделя
Ноябрь 5. Какие предметы могут плавать? Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Первая неделя
6. Делаем мыльные пузыри. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
Вторая неделя
7. Подушка из пены Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Третья неделя
8. Воздух повсюду Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Четвёртая неделя
Декабрь 9. Воздух работает Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
Первая неделя
10. Каждому камешку свой домик Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях
Вторая неделя
11. Можно ли менять форму камня и глины Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Третья неделя
12. Свет повсюду Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Четвёртая неделя
Январь 13. Свет и тень Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образцы.
Первая неделя
14. Замёрзшая вода Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Вторая неделя
15. Тающий лёд Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
Третья неделя
16. Разноцветные шарики Получить путё м смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
Четвёртая неделя
Февраль 17. Таинственные картинки Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
Первая неделя
18. Всё увидим, всё узнаем Познакомить с прибором-помощником – лупой и её назначением.
Вторая неделя
19. Песочная страна Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Третья неделя
20. Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Четвёртая неделя
Март 21. Водяная мельница Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Первая неделя
Вторая неделя
22. Звенящая вода Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
23. Угадайка Показать детям, что предметы имеют вес, который зависти от материала.
Третья неделя
24. Ловись, рыбка, и мала, и велика Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Четвёртая неделя
Апрель 25. Фокусы с магнитами Выделить предметы взаимодействующие с магнитом.
Первая неделя
26. Солнечные зайчики Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Вторая неделя
27. Что растворяется в воде? Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Третья неделя
28. Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Четвёртая неделя
Май 29. Волшебное сито Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Первая неделя
30. Цветной песок Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.
Вторая неделя
31. Игры с песком Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Третья неделя
32. Фантанчики Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Четвёртая неделя
ПЛАН РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Месяц Темы игр-экспериментирований
Задачи Сроки
реализации
Сентябрь ___ ___ Первая неделя
___ ___ Вторая неделя
___ ___ Третья неделя
12. Экскурсия в детскую лабораторию
Уточнить представления о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Четвёртая неделя
Октябрь 12. Какая бывает вода? Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Первая неделя
13. Вода – растворитель. Очищение воды Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Вторая неделя
14. Сила тяготения Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Третья неделя
15. Упрямые предметы Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. Четвёртая неделя
Ноябрь 16. Волшебные стёклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Первая неделя
17. Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Вторая неделя
18. Хитрости инерции Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от варёных). Третья неделя
9. Что такое масса? Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Четвёртая неделя
Декабрь 10. Воздух Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Первая неделя
11. Солнце дарит нам тепло и свет Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами. Вторая неделя
12. Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый. Третья неделя
13. Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Четвёртая неделя
Январь ___ ___ Первая неделя
14. Путешествие Капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения. Вторая неделя
15. Чем можно измерить длину? Расширить представления детей о мерах длины условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счёт знакомств с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). Третья неделя
16. Всё обо всём Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь. Четвёртая неделя
Февраль 17. Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Первая неделя
18. Откуда взялись острова? Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня. Вторая неделя
19. Как происходит извержение вулканы? Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Третья неделя
20. Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать солёное тесто. Четвёртая неделя
Март 21. Испытание магнита Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Первая неделя
22. О «дрожалке» и «пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Вторая неделя
23. Как сделать звук громче? Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Третья неделя
24. Почему поёт пластинка? Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. Четвёртая неделя
Апрель 25. Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звёздах; развить умение действовать по алгоритму. Первая неделя
26. Почему в космос летают на ракете? Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. Вторая неделя
27. Секретные записки Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. Третья неделя
28. Что такое молния? Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Четвёртая неделя
Май 29. Почему горит фонарик? Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Первая неделя
30. Электрический театр Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность. Вторая неделя
31. Радуга в небе Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание. Третья неделя
32. Забавные фокусы Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Четвёртая неделя
Примечание. В помещении лаборатории создать мини-музей: на стеллажах оформить тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и их родителей, детей и педагогов, «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.