Белишко Оксана Александровна
План профессионального самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования воспитателя Белишко О. А.
на 2020-2021 учебный год
«Сенсорное развитие ребё нка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.»
Венгер Л. А.
Тема самообразования : «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам предметной деятельности через дидактические игры»
Пояснительная записка
Публикация «План профессионального самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Планируя и организуя образовательную деятельность с детьми раннего возраста пришла к выводу, что ранний возраст самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий. представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходят на помощь дидактические игры и пособия по сенсорному развитию – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Поэтому решила повысить свою профессиональную компетентность в этом вопросе.
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»
Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка в зоне ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Сенсорный опыт нуждается в дидактической обработке (через дидактическую игру, которая обеспечит использование его на более высоком уровне, а именно обеспечит возможное для ребенка обобщение.
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над методической темой по профессионального самообразования поможет нам :
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить образовательную среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме- подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение индивидуальных бесед.
Работа в данном направлении поможет нам:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество детского сада и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению мы начали с того, что изучили педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации мы разработали подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы нашей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2020г Список литературы
Создание предметно-развивающей среды по восприятию (сенсорике) окружающей ребенка. В течение года. Наличие игр
по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Январь 2021г. Конспект консультации
Подготовка анкет к анкетированию родителей Март 2021г. Анкета
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года Фото отчеты
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) В течение года Фото отчеты
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования, лепке, аппликации В течение года Работы детей и
Фото отчеты
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- «Волшебный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару» Сентябрь – ноябрь 2020г. Картотека
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2020г Картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Январь -
Февраль 2021 г. Картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери пирамидку»
- «Какие цвета использованы?»
Март 2021г. Картотека
Анкетирование родителей Апрель 2021г. Анкета
Отчет по самообразованию Май 2021г.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фотоотчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Март 2021г. Консультация
Анкетирование родителей Март 2021г. Анкета
Список использованной литература:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение. 1991– 207с.
3. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
5 Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;