Аноскина Гюзель Рафековна
План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования.
«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя Аноскиной Г. Р.
Тема: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Актуальность.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Публикация «План самообразования, „Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей“ на 2015–2016 уч, год» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.
Цель:
Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.
Форма отчётности:
• Провести родительское собрание по проблеме развития мелкой моторики и ее значения для дальнейшего обучения в школе.
• Подготовить выступление перед педагогами на педагогическом совете ДОО.
• Подготовить статью для публикации по теме самообразования.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Наблюдения.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организация выставок.
• Изготовление подарков.
• Просмотр слайд. фильмов.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
• Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
• Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.
• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.
• Создание поделок.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию тестопластикой.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов для декорирования.
Овладеют приемами лепки из теста:
• соединение в виде кольца;
• раскатывание круговыми и прямыми движениями;
• расплющивание;
• использование стеки.
• оттягивание отдельных частей от основной формы;
• прищипывание краев формы;
• лепка из нескольких частей;
• вдавливание для получения полой формы;
• сглаживание поверхности формы;
Овладеют способами лепки из теста:
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Научатся использовать материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы (гуашь, акриловые краски)
- Цветная бумага.
- Проволока (усики, основа).
- Ленточка (оформление работ).
- Доска.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необхо.
- Кисточка.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий).
- Формочки.
- Влажная тряпочка.
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.
7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.
8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.
9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.
10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.
План работы по самообразования.
• Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме.
• Внедрение в работу с детьми.
• Составление технологических карт.
• Проведение комплекса занятий лепкой - тестопластикой с целью развития мелкой моторики.
• Подготовка выступлений по итогам на педагогическом совете и родительском собрание.
• Проведение мастер классов для родителей и коллег.
Буду рада если кому пригодиться.