Наталья Перепелко
План самообразования на 2016–2017 уч. год
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования на 2016-2017 уч. год
Тема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Публикация «План самообразования на 2016–2017 уч, год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливали содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и одежду. Большое количество детей не могло самостоятельно одеться и раздеться. Часто предметы произвольно выпадали у них из рук.
Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Рисунки выполнялись нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи.
В результате вышеизложенного передо мной была поставлена цель:
Цель: Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемый результат
• Повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников группы младшего возраста ;
• формирование и становление речевых навыков у воспитанников;
• интеллектуальное и умственное развитие детей;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• обогащение родительского опыта в воспитании детей;
• создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
Отчёт:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- организованная деятельность детей:
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- взаимодействие с родителями
Методы и приемы работы:
Традиционная:
«Пальчиковый игротренинг»
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр, театр теней
Использование нетрадиционных технологий
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором
• различные виды аппликаций
• Работа с крупами (фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные, песком.
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
• Работа с четными палочками
• самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами,
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой, ватными палочками и т. д.
• карандашами,
• массажными щетками, каштанами,
• перчатками с нашитыми пуговицами;
• Массажными мячами
Ручной труд в развитии мелкой моторики.
1. Плетение.
2. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.
Развитие графической моторики.
1. Рисование по трафаретам.
2. Рисование по фигурным линейкам.
3. Штриховка.
1 ЭТАП информационно-аналитический
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика. – Москва: АСТ. «Астрель», 2010
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития реси дошкольников. - Москва: АСТ. «Астрель», 2011
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
9. Электронные ресурсы.
1. Играем с пальчиками ссылка: http://2011nnp.blogspot.ru/p/blog-page_98.html
2. Развитие мелкой моторики рук. ссылка: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
3. Развитие моторики у детей. ссылка: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. ссылка: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
2 ЭТАП — Практика.
3 ЭТАП — отчет: Опыт работы по теме.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Составить консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».