Юлия Александровна Журавлева
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема: «Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
На актуальность развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является художественно-эстетическое развитие. Именно работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги. Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поэтому, я считаю, что занятия оригами позволит детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Цель: Развитие творческих способностей ребёнка с ЗПР
Задачи, связанные с развитием детей :
Задачи, по самообразованию :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме : Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
2. Реализовать программу по теме: Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме: Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме :Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми занятиям оригами.
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога : основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2 блок.
Работа с бумагой
1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
3 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Месяц Неделя Содержание работы
Сентябрь 1-2 неделя Разработать
общие правила при обучении технике оригами
3-4 неделя Выявить уровень подготовки при помощи : мониторинга
Октябрь 1-2 неделя Беседа-объяснение на тему «Что такое оригами»
3-4
неделя Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.
Ноябрь 1-2 неделя Как сделать квадрат
Занятие «Дом»
3-4
неделя Коллективная работа Грибная поляна
Трава
Декабрь 1-2 неделя Рассматривание альбома «Искусство оригами»
Кот
3-4
неделя Елка
Гриб
Январь 1-2 неделя Деревья
3-4
неделя Бабушка
Щенок
февраль 1-2 неделя Зайчик
щенок
3-4
неделя Самолет
Кораблик
март 1-2 неделя Курица
Петух
3-4
неделя Рыбка
Лягушенок
апрель 1-2 неделя Утка
Гусь
3-4
неделя Бабочка
ежик
май 1-2 неделя Деревья
Листики
3-4
неделя Лисичка
Белка
План работы с родителями
Месяц Мероприятие
сентябрь Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
ноябрь Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семь
январь Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».
апрель Консультация для родителей «Как воспитать творческую личность».
май Оформление альбома «Вот что мы умеем».
Возможные изменения в плане :В течение года могут быть возможные изменения в плане, в зависимости от возможности и желания детей.
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (сентябрь 2022г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (май 2022 г.)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (июнь 2022 г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Литература
С. В. Соколова «Оригами для малышей»
Афонькин С. Ю, Лежнева Л. В. ,Пудова В. П «Оригами и аппликация»
Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие»
С. Соколова «Игрушки из бумаги»