Ольга Юрьева
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность темы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как, принимая на себя роль, ребенок говорит от имени персонажа или куклы.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Развитие творческих способностей у детей является очень важным направлением развития, чему так же способствует театрально - игровая деятельность. Развитие творческих способностей ведется по трем направлениям:
1. Словесное творчество (сочинение собственных сказок, рассказов)
2. Исполнение роли (выразительность речи и движений).
3. Изобразительное (изготовление масок, атрибутов).
Театрализованная деятельность с детьми осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является :
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель самообразования воспитателя по теме : Повышение профессиональной компетентности педагога при развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;
самоанализ и самооценка НОД в группе раннего возраста;
проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей;
определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей раннего возраста;
создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности;
выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Форма самообразования :
индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации.
Сроки реализации плана самообразования : сентябрь 2021г. – май 2022г.
Источники самообразования : - периодические издания: «Первое сентября», «Современное дошкольное образование», «Практика управления ДОУ»; методические пособия и учебники; Интернет-ресурсы; курсы повышения квалификации; медианары, вебенары, видеоконференции.
Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год
Мероприятие Сроки реализации Результат
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков Сентябрь-октябрь Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.
Педагогический мониторинг образовательной области «Развитие речи» в группе Октябрь (первичный)
Май (итоговый) Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения Сентябрь План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2021 – 2022 учебный год
Оформление центра
речевого развития Октябрь - апрель Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет)
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста Октябрь Картотеки двигательно-речевых игр и потешек
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» Октябрь Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»
Оформление ширмы для театрализованной деятельности : кукольный театр «Би-ба-бо». Ноябрь Ширма для кукольного театра
Показ настольного театра «Колобок» детям Ноябрь Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Колобок».
Изготовление театра на липучках «Колобок», оформиление его на стену в доступности для детей Ноябрь Настенный театр на липучках «Колобок» для самостоятельной игры детей
Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации «Репка», «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький» В течение года Конспекты НОД
Пополнение центра театрализации различными видами театра : настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр В течение года Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами : «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром : «Три медведя», теневым театром «Красная шапочка», фланелеграфным театром «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов В течение года Изготовление масок.
Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» Декабрь Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр Декабрь Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза
Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям Январь Знакомство детей со сказкой «Теремок»
Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи» 16 часов Июнь Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса
Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления Февраль Подготовка к театрализованному представлению для воспитанников младшей группы по сказке «Репка»
Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок» Март Подготовка к открытому занятию для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Теремок»
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов В течение года Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости
Обыгрывание театрализованных игр-сказок Декабрь – май Подготовка детей к публичным выступлениям
Оформление группы неделе театрализации Март Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», «Польза театра в раннем возрасте», оформление пространства группы в соответствии с темой недели.
Участие в неделе театрализации с постановкой сказки «Репка» для младших групп
Март Театрализованное представление для воспитанников младшей группы по сказке «Репка»
Участие в неделе открытых дверей с постановкой сказки «Теремок» Апрель Открытое занятие для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Теремок»
Изготовление дидактических игр по сказкам В течение года Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»
Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей Октябрь
Апрель Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей
В течение года Консультации по результатам мониторинга, памятки, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста
Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ В течение года Наградные документы. Оформление портфолио педагога.
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме
В течение года Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство
всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»
Оформление центров развития в паспорт группы : центр театрализации, уголок центр книги, речевой центр Май Паспорт РППС
Ознакомление с вебенарами, медианарами, видеолекциями по вопросам дошкольного детства В течение года Сертификаты участника мероприятия. Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса
Используемые источники:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : Просвещение, 1969.
9. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. : Речь, 2008.
10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» : (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М. : Линка-Пресс, 2009.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014