Папки-передвижки

План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет»

Светлана Галеева
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное образование Серовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

№11 «Золотой ключик»

ПЛАН

работы по самообразованию

Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

воспитатель: Галеева С. А.

Серов 2021г.

Публикация «План по самообразованию „Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет“» размещена в разделах

Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем:

• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;

• Бедность речи, недостаточный словарный запас;

• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);

• Отсутствие навыков культурной речи;

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Работа с технологией  опирается на следующие принципы:

Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель моей деятельности:

развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи моей педагогической деятельности:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3. Создать условия для развития связной речи :

- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники

- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники

4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированной связной речи у детей дошкольного возраста.

А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделированиямнемотаблицами.

1. В пересказе;

2. В составлении рассказов;

3. В заучивании стихотворений;

4. В формировании грамматически развитой речи.

Начало работы – сентябрь 2021г.

Предполагаемое окончание работы – май 2022г.

Время проведения – 2 раза в неделю по 25 - 30 мин.

Форма самообразования : индивидуальная

Перспективный план развития речи по средствам мнемотехники

СЕНТЯБРЬ

1 неделя (2 занятия)

Знакомство с мнемотаблицеймнемодорожкоймнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложенияразвитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. «Рисование схемы по составлению рассказа»

2 занятие. «По дороге в детский сад».

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического планаразвивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение М. Ходякова «Осень»

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй осеннюю сказку»

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

ОКТЯБРЬ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана.

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а», учить составлению мнемодорожки.

2 занятие. «Нарисуй свою сказку»

(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи про осень.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень»развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

2 занятие. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Составление рассказа «Моя семья».

Упражнять детей в составлять связный рассказ по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев.

Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы

НОЯБРЬ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о профессии.

Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о своем городе.

Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

2 занятие. «Нарисуй свою сказку»

Развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Русская народная сказка «Жихарка».

Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

ДЕКАБРЬ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о зиме.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима»развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Русская народная сказка «Снегурочка».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй свою сказку»

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Встречаем Новый год.

Расширение словаря существительных по теме «Новый Год»развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

ЯНВАРЬ

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Моё здоровье.

Расширение словаря существительных по теме «Здоровье»развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Дикие животные.

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

2 занятие. Домашние животные.

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ.

Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой»«моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Два флота».

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Мои игрушки»

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой»«моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Мои защитники.

Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники»развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.  развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Русская народная сказка «Каша из топора».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй свою сказку»

(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)

МАРТ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Как я помогаю маме.

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Сказки слушать я люблю».

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Саамская народная сказка «Чахкли».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй свою сказку»

(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о деревьях.

Расширение словаря существительных по теме «Деревья»развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.  развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

АПРЕЛЬ

1 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о весне.

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицыразвивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

2 занятие. Заучивание стихотворения «Космонавт» с помощью мнемотаблицы. Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Апрель» С. Маршак

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Транспорт.

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Составление творческих рассказов.

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

2 занятие. Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

МАЙ

2 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о своем крае.

Расширение словаря существительных по теме «Мой край»развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицуразвивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

2 занятие. Заучивание стихотворения «О Родине» с помощью мнемотаблицы. Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.

3 неделя (2 занятия)

1 занятие. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

2 занятие. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.

4 неделя (2 занятия)

1 занятие. Расскажи о цветах.

Расширение словаря существительных по теме «Цветы»развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицуразвивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет»
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 21:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Галеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД