Получи документы

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Карамышева Юлия
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию на 2020-2021г.

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"

Период работы над темой: 9 месяцев

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.

Месяц окончания работы: май 2021г.

Публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники.

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую форму речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,

умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,

внимание, воображение, память;

3. Создать условия для развития связной речи : разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный материал,

включающий в себя приемы мнемотехники;

5. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

6. Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Предполагаемый результат

- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- Словарный запас выходит на более высокий уровень;

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.

Актуальность выбранной темы

"Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету. "

К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1. В пересказе;

2. В составлении рассказов;

3. В заучивании стихотворений;

4. В формировании грамматически развитой речи.

Формы работы с детьми

- Совместная работа с детьми; индивидуальная работа с детьми

Перспективный план работы с детьми на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мнемотаблицы, мнемодорожки»

Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

«По дороге в детский сад».

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

Русская народная сказка «Рукавичка».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Описательный рассказ «Расскажи про осень»

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а».

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

«Моя семья»

Составление рассказа «Моя семья».

Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева

Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

«Моя любимая сказка»

Предложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке. Провести взаимотренаж (ВТ) и взаимопередачу информации (ВПИ). (Под контролем педагога)

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о профессии»

Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.

«Мое село»

Расширение словаря существительных по теме «Мое село», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Русская народная сказка «Жихарка».

Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о зиме»

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Встречаем Новый год»

Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мое здоровье»

Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Дикие животные»

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мои игрушки»

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Стихотворение «Два флота»

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Мои защитники»

Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Русская народная сказка «Каша из топора».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Как я помогаю маме»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

Стихотворение «Сказки слушать я люблю»

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Русская народная сказка «Теремок»

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о деревьях»

Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о весне»

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Стихотворение «Апрель» С. Маршак

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Транспорт»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

«Составление творческих рассказов»

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о своем крае»

Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о цветах»

Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

«Стихи, рассказы по выбору детей»

Дать возможность детям выбрать стих или рассказ по его интересам, проявить инициативу, закрепить умение составлять мнемотаблицы.

Работа с родителями в течении года

1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Работа с педагогами

1. ООД по развитию речи : «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»

2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т. д.

Предоставление отчета по работе

Форма отчетности: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.

Изучение методической литературы по данной теме в течении года, создание картотек

-Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

- Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;

- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;

- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;

- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи стихотворение».

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 01:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карамышева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД