Карамышева Юлия
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на 2020-2021г.
Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Период работы над темой: 9 месяцев
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.
Месяц окончания работы: май 2021г.
Публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,
умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,
внимание, воображение, память;
3. Создать условия для развития связной речи : разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный материал,
включающий в себя приемы мнемотехники;
5. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
6. Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат
- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
Актуальность выбранной темы
"Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету. "
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;
-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;
-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Формы работы с детьми
- Совместная работа с детьми; индивидуальная работа с детьми
Перспективный план работы с детьми на 2020-2021 учебный год.
Месяц
Тема
Задачи
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Мнемотаблицы, мнемодорожки»
Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.
«По дороге в детский сад».
Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.
Русская народная сказка «Рукавичка».
Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».
Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Описательный рассказ «Расскажи про осень»
Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а».
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.
«Моя семья»
Составление рассказа «Моя семья».
Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.
Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева
Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
«Моя любимая сказка»
Предложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке. Провести взаимотренаж (ВТ) и взаимопередачу информации (ВПИ). (Под контролем педагога)
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Расскажи о профессии»
Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.
«Мое село»
Расширение словаря существительных по теме «Мое село», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
Русская народная сказка «Жихарка».
Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Расскажи о зиме»
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.
Русская народная сказка «Снегурочка»
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Встречаем Новый год»
Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.
Январь
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Мое здоровье»
Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.
Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Дикие животные»
Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Мои игрушки»
Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Стихотворение «Два флота»
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Мои защитники»
Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
Русская народная сказка «Каша из топора».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Как я помогаю маме»
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.
Стихотворение «Сказки слушать я люблю»
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
Русская народная сказка «Теремок»
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Расскажи о деревьях»
Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Расскажи о весне»
Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
Стихотворение «Апрель» С. Маршак
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Транспорт»
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
«Составление творческих рассказов»
Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Расскажи о своем крае»
Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
«Расскажи о цветах»
Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
«Стихи, рассказы по выбору детей»
Дать возможность детям выбрать стих или рассказ по его интересам, проявить инициативу, закрепить умение составлять мнемотаблицы.
Работа с родителями в течении года
1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
Работа с педагогами
1. ООД по развитию речи : «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»
2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т. д.
Предоставление отчета по работе
Форма отчетности: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.
Изучение методической литературы по данной теме в течении года, создание картотек
-Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
- Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;
- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;
- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи стихотворение».