Лариса Климято
Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому что, развивать речь ребёнка,без включения её в какую-либо деятельность,невозможно.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ФГОС ДО внёс изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний, через практическую деятельность.
В задачи проекта,кроме экологических и воспитательных,я включила и развитие речи дошкольника. А так же обогащение и активизацию словаря.
Проблему проекта мы с детьми поставили после прочтения и обсуждения рассказа Л. Н. Толстого "Косточка".
Гипотеза исследования-можем ли мы вырастить дерево из экзотической косточки манго. Детей интересовали некоторые вопросы: "Можно ли проглотить такую большую косточку?", "Может ли с маленькой косточки вырасти большое дерево?", "Какие ещё бывают косточки?", "Где растёт дерево манго?".
Дети мало знают о деревьях,как они вырастают,не предполагают где прячутся их семена.
В процессе проекта,я заметила,что дети не могут последовательно передать словами суть опытов, описание какого-либо дерева даётся им с трудом. Поэтому в проблему проекта я включила развитие речи детей. В план проекта входило :-изучить материалы о манго;
- Посадка косточки манго;
- Научить детей составлять рассказ о растении на примере манго;
- Наблюдать за ростом всходов;
- Рассказ родителям о результатах наблюдений;
- Вырастить манговое дерево.
Вместе с детьми мы посадили необычную косточку и стали наблюдать за ростом мангиферы (так называется дерево,на котором растут плоды манго).Эта косточка удивила ребят своим размером и видом.
Дети составляли описательные рассказы о фруктовых деревьях по схеме. А так же высказывали свои соображения,сомнения,предположения каким будет наша мангифера. Родители тоже подключились к работе над проектом.
В итоге, мы собрали коллекцию косточек. Дети с удовольствием делились между собой,где они купили фрукт,какой он на вкус. Я задавала вопросы,позволяющие активизировать речевую и мыслительную деятельность, делать выводы, а также побуждала детей пользоваться развёрнутой формой речи,приучая их к составлению различных видов сложных предложений. В процессе бесед воспитанники пополнили словарный запас, образовывали прилагательные:сливовый,абрикосовая.
Если вас интересует вопрос, вырастили ли мы дерево,то отвечаю. Растение выросло и на данный момент выглядит вот так.
Дети были очень довольны результатом. Теперь каждый ребёнок может поделиться историей о том, как в наших условиях, на подоконнике,можно вырастить экзотическое дерево.