Екатерина Катаева
План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР
посредством моделирования
(предшкольная подготовка, младший школьный возраст)
Составила: Катаева Е. С.
№
п/п Дидактические задачи Материал Краткое содержание и методы работы Сроки реализации
1. Упражнять детей в нахождении основания классификации (цвет, форма)
Познакомить детей с классификацией предметов с опорой на символы
Публикация «План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Логическое мышление
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Упражнять детей в классификации предметов по одному свойству
Упражнять в изображении символов
Развивать умение аргументировать свой ответ
1. Набор блоков блоки Дьенеша; карандаши; ЛЕГО кубики.
Обручи разного цвета. Карточки с картинками: кружки, шапки, варежки
Карточки с картинками: морковь, пирамидка, ель, огурец, яблоко, арбуз, мяч
Карточки домашние животные: корова, свинья, коза, лошадь
Карточки деревья: дуб, береза, осина, рябина
Карточки: кукла, мячик, корабль, машина и самолет
Листы бумаги, карандаши цветные на каждого ребенка 1. Упражнение "Разложить по цвету"
Детям предлагается разложить блоки по цвету, аналогично :
• ЛЕГО кубики
• карандаши
• картинки с различными предметами (кружки, шапки, варежки.)
2. Упражнение "Разложить блоки по форме"
Детям предлагается разложить блоки по форме, каждую группу поместить (заселить) в свой обруч (домик)
• Блоки Дьенеша
• предметы простой формы ( картинки: морковь, пирамидка, ель, огурец, яблоко, арбуз, мяч (т. е круглые и треугольные)
• Придумывание и рисование символов детьми на листе бумаги.
Детям предлагаются контрастные картинки для нахождения основания классификации (домашние животные и деревья)
• Детям предлагается в один круг положите карточки с игрушками, а в другой – карточки, на которых изображен транспорт.
Дети при помощи воспитателя должны придумать карточку символ и нарисовать ее на листе бумаги для каждой группы предметов.
Аналогично и второе задание, не забывая обращать внимание на обобщающие понятия.
Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи
После того, как дети поработали с карточками и обручами, воспитатель просит детей нарисовать на листочке эти отношения. 1 неделя октября
2. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по заданному условию.
Упражнять в классификации по двум признакам с отрицанием
Побуждать детей к аргументации своего ответа
Обручи, набор блоков Дьенеша
1. Упражнение "Лишние"
Детям предлагается разложить блоки по заданному условию: в один круг квадратные фигур, а в другой круглые.
Соответственно остаются фигуры за пределом круга
2. Упражнение с двумя обручами.
Детям предлагается поместить в зеленый круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
Соответственно остаются фигуры за пределом круга
2 неделя октября
3. Совершенствовать умения детей в классификации предметов, упражнять в объединении предметов по общему признаку
Совершенствовать умения детей обобщать предметы по заданному признаку.
Совершенствовать умение классифицировать предметы по разным основаниям
Упражнять детей в аргументации своего ответа
Упражнять в изображении символов
Обруч, карточки с изображением предметов: медуза, краб, рыба, баран
Карточки с изображением: белка, заяц, еж, чемодан
Карточки с изображением предметов: береза, дуб, осина, ромашка
Карточки с изображениями: сандалии, туфли, сапоги, брюки
Обруч, набор с блоками Дьенеша
Карточки с предметами: круг, квадрат, овал, многоугольник, яблоко, треугольник, прямоугольник
Карточки с предметами: брюки синие, шорты красные, кроссовки синие, футболка синяя
Карточки с изображением: белая рубашка на пуговках, коричневая жилетка на пуговках, коричневая куртка на молнии, шуба коричневая
Листы, карандаши на каждого ребенка,
карточки с изображением:
- кукла, мячик, корабль, машина и самолет.
- Яблоко, груша, банан, помидор, огурец.
- Шапка, панама, кепка, туфли, кроссовки, ботинки.
Игрушки (по 3 предмета, предметы одежды (по 3 предмета, транспорта (по 3 предмета)
1. Упражнение "Четвертый лишний"
Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг. Обращаем внимание, что одна карточка в этот круг не попала.
Медуза, рыба, краб- водные обитатели, баран- домашнее животное;
2. Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг.
Белка, заяц, еж- дикие животные.
Задания такого плана даются пока дети не усвоят обобщающие понятия.
Упражнение "Четвертый лишний"
Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать по чему они так считают с начало на блоках Дьенеша, затем на карточках с предметами, а затем с карточками символами, предметы, карточки, символы дети размещают в круг.
1. Блоки Дьенеша дети раскладывают например: по форме, цвету, величине по любому выделенному свойству и обосновывают по какому основанию они классифицировали блоки
Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать по чему они так считают, карточки с предметами: круг, квадрат, овал, многоугольник, яблоко, треугольник, прямоугольник.
круг, квадрат, овал, многоугольник, треугольник, прямоугольник - это геометрические фигуры, а яблоко- фрукт.
2. Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг. Обращаем внимание, что одна карточка в этот круг не попала. Футболка, кроссовки, брюки синего цвета, а шорты красного.
Дети раскладывают в круг карточки.
А можно ли еще как то объединить эти предметы? Шорты, футболка, брюки- это одежда, а кроссовки - это обувь, поэтому кроссовки остались за пределом круга кроссовки не одежда, обращаем внимание детей на обобщающее понятие -одежда.
Задания даются аналогичные до тех пор, пока дети не отработают нахождение, выделение 2-3 разных связей между предметами.
3-4 неделя октября
4. Познакомить детей с моделью - отношение пересечения.
Упражнять детей в построении модели отношений при помощи кругов Эйлера.
Совершенствовать умение детей классифицировать, обобщать.
Упражнять в изображении символов
Упражнять в аргументации своего ответа
1. Набор блоков Дьенеша, обручи разного цвета
Два обруча, карточки с изображением:
Кукла, мячик, корабль, машина и самолет, листочки, карандаши.
Примечание: кукла, мячик и машина голубого цвета.
2. Два обруча, карточки с изображением: яблоко, груша, банан, помидор, огурец, листочки, карандаши.
Примечание: яблоко зеленого цвета
3. Два обруча, карточки с изображением: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное, листочки, карандаши.
1. «Игра с двумя обручами»
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
Называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча;
Аналогично и задание 2.
Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все круглые предметы.
Если дети не усвоили необходимо по упражняться до тех пор пока дети не усвоят материал.
2. "Игра с тремя обручами"
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке. т. е. чтобы образовалась 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т. д., внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.
Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). 1-2 неделя ноября
5. Познакомить детей с моделью - отношение вложение, когда один круг вложен в другой.
Упражнять детей в построении модели при помощи кругов Эйлера.
Совершенствовать умение детей классифицировать, обобщать предметы.
Продолжать учить детей заменять предметные картинки на знаки-символы
Развивать умение детей аргументировать свой ответ
Два обруча, карточки с изображением:
Кукла, мячик, корабль, машина и самолет.
Карточки с изображением:
Хлеб, яблоко, банан, апельсин.
Листочки, карандаши на каждого ребенка, 1. Детям предлагается в один круг положить блоки все круглые, а в другой круглые желтые; в один круг положить блоки все красные, а в ругой красные квадраты ит. д.
2. Детям предлагается разложить карточки, в один круг транспорт, а в другой – все неживые предметы
3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты
4. Аналогично решается и третье задание, только воспитатель просит детей зарисовать модель отношений на листок.
Дети зарисовывают отношения на листе бумаги. 3 неделя ноября
6. Упражнять детей в классификации, обобщении, в построении модели отношений при помощи кругов на геометрическом материале
Упражнять в аргументации своего ответа
Карточки с геометрическими фигурами: круги, квадраты, треугольники
карточки с геометрическими фигурами: прямоугольник, ромб, квадрат
круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, квадрат
карточки с геометрическими фигурами: треугольники, равнобедренные треугольники, равносторонние треугольники.
Листы бумаги, карандаши 1. Детям предлагается разложить карточки с геометрическими фигурами: трапеция, круг. Детям предлагается разложить карточки с геометрическими фигурами: круги, квадраты, треугольники.
Нарисовать модель отношений (отношение не пересечения)
2. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник.
Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: прямоугольник, ромб, квадрат.
Нарисовать модель отношений.
Объяснить свою модель (отношения пересечения)
3. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, квадрат.
Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, ромб.
Объяснить отношения понятий (отношения вложения)
4. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: треугольники, равнобедренные треугольники, равносторонние треугольники. Нарисовать модель отношений. Объяснить свою модель (отношения вложения) 4 неделя ноября
7. Познакомить детей с моделью, отражающей родовидовые отношения между понятиями
Учить устанавливать родовидовые отношения между понятиями
Совершенствовать умения детей строить графическую модель
Продолжать совершенствовать умения детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями
Учить выделять признаки понятий и сравнивать понятия по содержанию
Совершенствовать умения детей строить модель отношений
Продолжать развивать умение детей аргументировать свой ответ
Доска, мел (маркер, карточки с изображением животных (по 2 карточки с изображением домашних и диких животных, животных "южных" и "наших мест").
Карточки символы: Деревья хвойные, лиственные.
Карточки с условными обозначениями всех растений; травы; деревьев
Карточки с условными обозначениями: всех людей, взрослых, детей, мужчин, мальчиков, женщин, девочек.
Карточки с условными обозначениями: рисунков- рисунков, сделанных карандашом; рисунков, сделанных простым карандашом; рисунков, сделанных цветными карандашами; рисунков, сделанных красками; несколько рисунков карандашных и выполненных красками. 1. Беседа
Воспитатель объясняет родовидовые отношения, чем они отличаются.
• Показ
Сравнивая родовое понятие "животные" с видовыми. Обозначают большим кругом понятие "животные".
• Совместная деятельность детей и воспитателя
Воспитатель просит детей разделить карточки животных на 2 группы: "дикие" и "домашние" и поместить в 2 средних круга, которые нарисовал воспитатель внутри большого, обозначающего понятие "животные".
Затем на 2 группы дети делят карточки, находящиеся в группах "дикие" и "домашние", -"южные" (или которые живут на юге) и "наших мест" по определению воспитателя, и перекладывают их в маленькие круги, нарисованные воспитателем внутри каждого среднего круга.
• Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель предлагает детям самостоятельно разложить карточки, а затем на своих листочках нарисовать отношения понятий самостоятельно, на том же примере.
Аналогично и последующие задания:
2. Карточки с условными обозначениями всех растений; травы; деревьев
Дети делят "рисунки" на 2 группы: "сделанных красками" и "сделанных карандашом", разбирают условные обозначения, предложенные воспитателем для этих понятий, и кругами обозначают на доске отношения между этими понятиями. Карточки с условными обозначениями дети расставляют в соответствующие круги.
Группу "рисунки, сделанные карандашом", дети делят на 2: "сделанные простым карандашом" и "сделанные цветными карандашами". Так же разбирают предложенные воспитателем условные обозначения, предложенные воспитателем для этих понятий, и обозначают кругами отношения между этими понятиями, расставляя карточки с условными обозначениями в соответствующие круги.
3. Карточки символы с обозначением всех деревьев, деревья хвойные, деревья лиственные.
Вопрос-ответ
Дети отвечают на вопросы воспитателя, сравнивая содержания и объемы понятий.
Дети рисуют модель отношений на листе бумаги, один ребенок у доски.
Дети самостоятельно классифицируют понятия, графически отображают отношения между понятиями и расставляют условные обозначения так, чтобы понятию обозначенному определенным значком, соответствовал круг.
4. Карточки с условными обозначениями: всех людей, взрослых, детей, мужчин, мальчиков, женщин, девочек.
Задания такого плана даются пока дети не усвоят детей родовидовые отношения между понятиями 1-2 неделя декабря
8. Познакомить детей с графическим отображением классификаций понятий в форме "классификационного дерева"
Упражнять детей в самостоятельном
построении модели отношений между понятиями. Побуждать придумывать знаки-символы. Символы овощей: моркови, помидоров;
фруктов: яблок, груш, апельсинов, слив;
посуды, тарелок, чашек, кастрюль;
цветов: роз, гвоздик, одуванчиков
Листочки бумаги, карандаши 1. Беседа
Воспитатель объясняет детям принцип построения модели
• Показ
Воспитатель демонстрирует построение модели отношений понятий группы "овощи".
• Совместная деятельность детей и воспитателя
Дети сначала расставляют символы фруктов (модель на доске,
затем на этой же модели расставляют символы посуды.
3 неделя декабря
9.
Совершенствовать умения классифицировать предметы по разным основаниям, обобщать предметы, строить графическую модель «классификационного древа».
Упражнять детей в самостоятельном построении модели отношений между понятиями.
Продолжать развивать умение детей аргументировать своего ответа
Символы: растения, дерево хвойное дерево, лиственное дерево, трава, кустарник, береза, акация, ель, пихта.
Символы зверей: диких зверей, зверей южных, нашей местности и северных широт. Карточки с изображениями: собаки, бегемота, кошки, лошади, северного оленя, тигра, лисы, моржа, льва, тюленя, овцы, верблюда, белого медведя.
Символы: геометрических фигур, кругов, квадратов, зеленых и желтых кругов и квадратов. 1. Дети с помощью воспитателя делят карточки на группы. Воспитатель показывает, как при помощи древа построить модель. Воспитатель называет видовые (родовые) понятия, а дети подбирают родовые (видовые)
Составляют модель древа, используя карточки-символы: растения, дерево хвойное дерево, лиственное дерево, трава, кустарник.
2. Дети с помощью воспитателя делят карточки на группы по признакам
1) где живут; 2) домашние или дикие. Соответственно тому, как проведена классификация, строится модель и расставляются условные обозначения
Дети строят модель, расставляют символы. В случае затруднений им помогает воспитатель, на доске строится правильный вариант модели, и с опорой на нее дети сравнивают содержание понятия и их объем.
3. Дети составляют самостоятельно модель древа, используя карточки-символы: геометрические фигуры, круги, квадраты, зеленые и желтые круги и квадраты.
Аналогичные задания даются, пока дети не научатся самостоятельно строить модель древа. 4 неделя декабря