Приложение МААМ

План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования

Екатерина Катаева
План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР

посредством моделирования

(предшкольная подготовка, младший школьный возраст)

Составила: Катаева Е. С.

п/п Дидактические задачи Материал Краткое содержание и методы работы Сроки реализации

1. Упражнять детей в нахождении основания классификации (цвет, форма)

Познакомить детей с классификацией предметов с опорой на символы

Публикация «План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования» размещена в разделах

Упражнять детей в классификации предметов по одному свойству

Упражнять в изображении символов

Развивать умение аргументировать свой ответ

1. Набор блоков блоки Дьенеша; карандаши; ЛЕГО кубики.

Обручи разного цвета. Карточки с картинками: кружки, шапки, варежки

Карточки с картинками: морковь, пирамидка, ель, огурец, яблоко, арбуз, мяч

Карточки домашние животные: корова, свинья, коза, лошадь

Карточки деревья: дуб, береза, осина, рябина

Карточки: кукла, мячик, корабль, машина и самолет

Листы бумаги, карандаши цветные на каждого ребенка 1. Упражнение "Разложить по цвету"

Детям предлагается разложить блоки по цвету, аналогично :

• ЛЕГО кубики

• карандаши

• картинки с различными предметами (кружки, шапки, варежки.)

2. Упражнение "Разложить блоки по форме"

Детям предлагается разложить блоки по форме, каждую группу поместить (заселить) в свой обруч (домик)

• Блоки Дьенеша

• предметы простой формы ( картинки: морковь, пирамидка, ель, огурец, яблоко, арбуз, мяч (т. е круглые и треугольные)

• Придумывание и рисование символов детьми на листе бумаги.

Детям предлагаются контрастные картинки для нахождения основания классификации (домашние животные и деревья)

• Детям предлагается в один круг положите карточки с игрушками, а в другой – карточки, на которых изображен транспорт.

Дети при помощи воспитателя должны придумать карточку символ и нарисовать ее на листе бумаги для каждой группы предметов.

Аналогично и второе задание, не забывая обращать внимание на обобщающие понятия.

Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи

После того, как дети поработали с карточками и обручами, воспитатель просит детей нарисовать на листочке эти отношения. 1 неделя октября

2. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по заданному условию.

Упражнять в классификации по двум признакам с отрицанием

Побуждать детей к аргументации своего ответа

Обручи, набор блоков Дьенеша

1. Упражнение "Лишние"

Детям предлагается разложить блоки по заданному условию: в один круг квадратные фигур, а в другой круглые.

Соответственно остаются фигуры за пределом круга

2. Упражнение с двумя обручами.

Детям предлагается поместить в зеленый круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.

Соответственно остаются фигуры за пределом круга

2 неделя октября

3. Совершенствовать умения детей в классификации предметов, упражнять в объединении предметов по общему признаку

Совершенствовать умения детей обобщать предметы по заданному признаку.

Совершенствовать умение классифицировать предметы по разным основаниям

Упражнять детей в аргументации своего ответа

Упражнять в изображении символов

Обруч, карточки с изображением предметов: медуза, краб, рыба, баран

Карточки с изображением: белка, заяц, еж, чемодан

Карточки с изображением предметов: береза, дуб, осина, ромашка

Карточки с изображениями: сандалии, туфли, сапоги, брюки

Обруч, набор с блоками Дьенеша

Карточки с предметами: круг, квадрат, овал, многоугольник, яблоко, треугольник, прямоугольник

Карточки с предметами: брюки синие, шорты красные, кроссовки синие, футболка синяя

Карточки с изображением: белая рубашка на пуговках, коричневая жилетка на пуговках, коричневая куртка на молнии, шуба коричневая

Листы, карандаши на каждого ребенка,

карточки с изображением:

- кукла, мячик, корабль, машина и самолет.

- Яблоко, груша, банан, помидор, огурец.

- Шапка, панама, кепка, туфли, кроссовки, ботинки.

Игрушки (по 3 предмета, предметы одежды (по 3 предмета, транспорта (по 3 предмета)

1. Упражнение "Четвертый лишний"

Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг. Обращаем внимание, что одна карточка в этот круг не попала.

Медуза, рыба, краб- водные обитатели, баран- домашнее животное;

2. Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг.

Белка, заяц, еж- дикие животные.

Задания такого плана даются пока дети не усвоят обобщающие понятия.

Упражнение "Четвертый лишний"

Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать по чему они так считают с начало на блоках Дьенеша, затем на карточках с предметами, а затем с карточками символами, предметы, карточки, символы дети размещают в круг.

1. Блоки Дьенеша дети раскладывают например: по форме, цвету, величине по любому выделенному свойству и обосновывают по какому основанию они классифицировали блоки

Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать по чему они так считают, карточки с предметами: круг, квадрат, овал, многоугольник, яблоко, треугольник, прямоугольник.

круг, квадрат, овал, многоугольник, треугольник, прямоугольник - это геометрические фигуры, а яблоко- фрукт.

2. Детям предлагается найти лишний предмет, обосновать почему, затем положить карточки предметов одной группы в круг. Обращаем внимание, что одна карточка в этот круг не попала. Футболка, кроссовки, брюки синего цвета, а шорты красного.

Дети раскладывают в круг карточки.

А можно ли еще как то объединить эти предметы? Шорты, футболка, брюки- это одежда, а кроссовки - это обувь, поэтому кроссовки остались за пределом круга кроссовки не одежда, обращаем внимание детей на обобщающее понятие -одежда.

Задания даются аналогичные до тех пор, пока дети не отработают нахождение, выделение 2-3 разных связей между предметами.

3-4 неделя октября

4. Познакомить детей с моделью - отношение пересечения.

Упражнять детей в построении модели отношений при помощи кругов Эйлера.

Совершенствовать умение детей классифицировать, обобщать.

Упражнять в изображении символов

Упражнять в аргументации своего ответа

1. Набор блоков Дьенеша, обручи разного цвета

Два обруча, карточки с изображением:

Кукла, мячик, корабль, машина и самолет, листочки, карандаши.

Примечание: кукла, мячик и машина голубого цвета.

2. Два обруча, карточки с изображением: яблоко, груша, банан, помидор, огурец, листочки, карандаши.

Примечание: яблоко зеленого цвета

3. Два обруча, карточки с изображением: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное, листочки, карандаши.

1. «Игра с двумя обручами»

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

Называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча;

Аналогично и задание 2.

Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все круглые предметы.

Если дети не усвоили необходимо по упражняться до тех пор пока дети не усвоят материал.

2. "Игра с тремя обручами"

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по свойствам.

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке. т. е. чтобы образовалась 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т. д., внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?

Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?

Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?

Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?

Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?

Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?

Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?

Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). 1-2 неделя ноября

5. Познакомить детей с моделью - отношение вложение, когда один круг вложен в другой.

Упражнять детей в построении модели при помощи кругов Эйлера.

Совершенствовать умение детей классифицировать, обобщать предметы.

Продолжать учить детей заменять предметные картинки на знаки-символы

Развивать умение детей аргументировать свой ответ

Два обруча, карточки с изображением:

Кукла, мячик, корабль, машина и самолет.

Карточки с изображением:

Хлеб, яблоко, банан, апельсин.

Листочки, карандаши на каждого ребенка, 1. Детям предлагается в один круг положить блоки все круглые, а в другой круглые желтые; в один круг положить блоки все красные, а в ругой красные квадраты ит. д.

2. Детям предлагается разложить карточки, в один круг транспорт, а в другой – все неживые предметы

3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты

4. Аналогично решается и третье задание, только воспитатель просит детей зарисовать модель отношений на листок.

Дети зарисовывают отношения на листе бумаги. 3 неделя ноября

6. Упражнять детей в классификации, обобщении, в построении модели отношений при помощи кругов на геометрическом материале

Упражнять в аргументации своего ответа

Карточки с геометрическими фигурами: круги, квадраты, треугольники

карточки с геометрическими фигурами: прямоугольник, ромб, квадрат

круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, квадрат

карточки с геометрическими фигурами: треугольники, равнобедренные треугольники, равносторонние треугольники.

Листы бумаги, карандаши 1. Детям предлагается разложить карточки с геометрическими фигурами: трапеция, круг. Детям предлагается разложить карточки с геометрическими фигурами: круги, квадраты, треугольники.

Нарисовать модель отношений (отношение не пересечения)

2. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник.

Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: прямоугольник, ромб, квадрат.

Нарисовать модель отношений.

Объяснить свою модель (отношения пересечения)

3. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, квадрат.

Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами прямоугольник, ромб.

Объяснить отношения понятий (отношения вложения)

4. Детям предлагается разложить в круги карточки с геометрическими фигурами: треугольники, равнобедренные треугольники, равносторонние треугольники. Нарисовать модель отношений. Объяснить свою модель (отношения вложения) 4 неделя ноября

7. Познакомить детей с моделью, отражающей родовидовые отношения между понятиями

Учить устанавливать родовидовые отношения между понятиями

Совершенствовать умения детей строить графическую модель

Продолжать совершенствовать умения детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями

Учить выделять признаки понятий и сравнивать понятия по содержанию

Совершенствовать умения детей строить модель отношений

Продолжать развивать умение детей аргументировать свой ответ

Доска, мел (маркер, карточки с изображением животных (по 2 карточки с изображением домашних и диких животных, животных "южных" и "наших мест").

Карточки символы: Деревья хвойные, лиственные.

Карточки с условными обозначениями всех растений; травы; деревьев

Карточки с условными обозначениями: всех людей, взрослых, детей, мужчин, мальчиков, женщин, девочек.

Карточки с условными обозначениями: рисунков- рисунков, сделанных карандашом; рисунков, сделанных простым карандашом; рисунков, сделанных цветными карандашами; рисунков, сделанных красками; несколько рисунков карандашных и выполненных красками. 1. Беседа

Воспитатель объясняет родовидовые отношения, чем они отличаются.

• Показ

Сравнивая родовое понятие "животные" с видовыми. Обозначают большим кругом понятие "животные".

• Совместная деятельность детей и воспитателя

Воспитатель просит детей разделить карточки животных на 2 группы: "дикие" и "домашние" и поместить в 2 средних круга, которые нарисовал воспитатель внутри большого, обозначающего понятие "животные".

Затем на 2 группы дети делят карточки, находящиеся в группах "дикие" и "домашние", -"южные" (или которые живут на юге) и "наших мест" по определению воспитателя, и перекладывают их в маленькие круги, нарисованные воспитателем внутри каждого среднего круга.

• Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель предлагает детям самостоятельно разложить карточки, а затем на своих листочках нарисовать отношения понятий самостоятельно, на том же примере.

Аналогично и последующие задания:

2. Карточки с условными обозначениями всех растений; травы; деревьев

Дети делят "рисунки" на 2 группы: "сделанных красками" и "сделанных карандашом", разбирают условные обозначения, предложенные воспитателем для этих понятий, и кругами обозначают на доске отношения между этими понятиями. Карточки с условными обозначениями дети расставляют в соответствующие круги.

Группу "рисунки, сделанные карандашом", дети делят на 2: "сделанные простым карандашом" и "сделанные цветными карандашами". Так же разбирают предложенные воспитателем условные обозначения, предложенные воспитателем для этих понятий, и обозначают кругами отношения между этими понятиями, расставляя карточки с условными обозначениями в соответствующие круги.

3. Карточки символы с обозначением всех деревьев, деревья хвойные, деревья лиственные.

Вопрос-ответ

Дети отвечают на вопросы воспитателя, сравнивая содержания и объемы понятий.

Дети рисуют модель отношений на листе бумаги, один ребенок у доски.

Дети самостоятельно классифицируют понятия, графически отображают отношения между понятиями и расставляют условные обозначения так, чтобы понятию обозначенному определенным значком, соответствовал круг.

4. Карточки с условными обозначениями: всех людей, взрослых, детей, мужчин, мальчиков, женщин, девочек.

Задания такого плана даются пока дети не усвоят детей родовидовые отношения между понятиями 1-2 неделя декабря

8. Познакомить детей с графическим отображением классификаций понятий в форме "классификационного дерева"

Упражнять детей в самостоятельном

построении модели отношений между понятиями. Побуждать придумывать знаки-символы. Символы овощей: моркови, помидоров;

фруктов: яблок, груш, апельсинов, слив;

посуды, тарелок, чашек, кастрюль;

цветов: роз, гвоздик, одуванчиков

Листочки бумаги, карандаши 1. Беседа

Воспитатель объясняет детям принцип построения модели

• Показ

Воспитатель демонстрирует построение модели отношений понятий группы "овощи".

• Совместная деятельность детей и воспитателя

Дети сначала расставляют символы фруктов (модель на доске,

затем на этой же модели расставляют символы посуды.

3 неделя декабря

9.

Совершенствовать умения классифицировать предметы по разным основаниям, обобщать предметы, строить графическую модель «классификационного древа».

Упражнять детей в самостоятельном построении модели отношений между понятиями.

Продолжать развивать умение детей аргументировать своего ответа

Символы: растения, дерево хвойное дерево, лиственное дерево, трава, кустарник, береза, акация, ель, пихта.

Символы зверей: диких зверей, зверей южных, нашей местности и северных широт. Карточки с изображениями: собаки, бегемота, кошки, лошади, северного оленя, тигра, лисы, моржа, льва, тюленя, овцы, верблюда, белого медведя.

Символы: геометрических фигур, кругов, квадратов, зеленых и желтых кругов и квадратов. 1. Дети с помощью воспитателя делят карточки на группы. Воспитатель показывает, как при помощи древа построить модель. Воспитатель называет видовые (родовые) понятия, а дети подбирают родовые (видовые)

Составляют модель древа, используя карточки-символы: растения, дерево хвойное дерево, лиственное дерево, трава, кустарник.

2. Дети с помощью воспитателя делят карточки на группы по признакам

1) где живут; 2) домашние или дикие. Соответственно тому, как проведена классификация, строится модель и расставляются условные обозначения

Дети строят модель, расставляют символы. В случае затруднений им помогает воспитатель, на доске строится правильный вариант модели, и с опорой на нее дети сравнивают содержание понятия и их объем.

3. Дети составляют самостоятельно модель древа, используя карточки-символы: геометрические фигуры, круги, квадраты, зеленые и желтые круги и квадраты.

Аналогичные задания даются, пока дети не научатся самостоятельно строить модель древа. 4 неделя декабря

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту»Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту» Конспект организованной образовательной деятельности: «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту». Старшая группа Образовательные задачи:.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Занятие по развитию логического мышления и геометрической интуиции с планшетом «Геометрик» для детей старшей группыЗанятие по развитию логического мышления и геометрической интуиции с планшетом «Геометрик» для детей старшей группы Знакомство с паучком Ромбиком и его домом. Цель: Развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Задачи: 1. Знакомить с устройством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 16:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по развитию логического мышления детей с ЗПР посредством моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Катаева (УИ 509852) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД