Масьпанова Ольга Петровна
Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста"
Цель:
-формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье; повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога по данному направлению.
Задачи:
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья организма;
-формировать представления младших дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия педагогов и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др., приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Ожидаемые результаты:
Овладение младшими дошкольниками навыками ЗОЖ;
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуально-дифференцированного подхода;
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Раздел Сроки проведения Содержание работы
«Питание и здоровье»
Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).
Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т. д. ; познакомить с витаминами, их значением.
Сентябрь
Диагностика, направленная на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ.
1. Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты. 2. Советы доктора Здоровая Пища. 3. Пальчиковые игры. 4. Подвижная игра «Огуречик-огуречик». 5. Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение. 6. Русская народная сказка «Репка». 7. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин» 8. Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др. 9. Занятие «Растения вокруг нас. Овощи». 10. Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами». 11. Анкетирование родителей
«Питание и здоровье»
Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.
Ознакомить с правилами питания.
Продолжать знакомить с полезными продуктами
Октябрь
1. Аппликация на тему: «Осенний урожай».
2. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.
3. Учим золотые правила питания: а) не переедать; б) есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в) тщательно пережевывать;
4. Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное».
5. Обсуждение с детьми «Законов питания».
6. Беседы с родителями.
«Чистота и здоровье»
Гигиена тела:
уход за руками, лицом, ушами.
Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.
Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.
Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.
Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.
Ноябрь
1. Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.
2. Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.
3. Проведение опытов
4. Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.
5. Советы-чтобы сберечь органы слуха.
6. Досуг «Осторожно микробы!»
7. «Сказка о микробах».
8. Игры: «Угадай-ка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше».
9. Чтение стихотворений «Как у нашей Катеньки…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая», «Про мимозу».
10. Упражнение «Спрятанный сахар».
11. Беседа-зачем человеку зубная щетка.
12. Практикум «Чистка зубов»
13. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».
14. Рекамендации родителям.
15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». Ведутся наблюдения за родителями и детьми.
«Здоровье и болезнь»
Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.
Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.
Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации
Декабрь Январь.
1. Беседы по теме данного раздела.
2. Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь».
3. Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».
4. Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы».
5. Экспериментирование «Растаявший снег».
6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».
7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».
8. Загадки про микробов.
9. Консультации для родителей о профилактике заболеваний.
«Физкультура и здоровье»
Рассказать о пользе физической подвижности.
Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.
Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом.
Февраль - март
1. Беседа по теме.
2. Утренняя гимнастика.
3. Оздоровительный бег.
4. Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».
5. Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».
6. Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
7. Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».
8. Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
9. Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».
10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора» (для осанки).
11. Праздник, посвященный физкультуре.
12. Проведение родительского собрания.
13. Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».
«Здоровье и окружающий мир»
Особенности жизни в большом городе.
Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).
Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.
Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе.
Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях (защита от пыли, шума, палящего солнца).
Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека. Продолжать знакомить детей с растениями.
Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.
Подведение итогов
Апрель - Май
1. Беседы по теме.
2. Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.
3. Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.
4. Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.
5. Беседа «Растения в городе».
6. Игра «Холодно-жарко».
7. Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».
8. Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».
9. Стихи про растения.
10. Загадки о растениях.
11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».
Диагностика детей и родителей.
Исследования показали:
1. Дети овладели навыками здорового образа жизни;
2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям;
3. Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности;
4. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья;
5. Повысилась заинтересованность педагогов и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
6. Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.