Сазанова Евгения Борисовна
План-конспект занятия «Технологическая карта». Артикуляция
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Технологическая карта» АРТИКУЛЯЦИЯ
Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных (язык, губы) и неподвижных (зубы, десны, небо) артикуляционных органов.
Артикуляция – сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:
дыхательной системы;
рта и носоглотки;
голосовых связок;
Публикация «План-конспект занятия „Технологическая карта“, Артикуляция» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
языка и губ.
Членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, тогда человеку не требуется прилагать усилия. В фонетике все звуки русского языка подразделяют на гласные и согласные. Их образование имеет свои особенности.
Произношение гласных
Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.
Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.
В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:
вовлечение в процесс губ;
высота движения языка вверх (вертикальное направление);
продвижение его вперед или отодвигание назад к гортани (горизонтальное движение).
Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:
первый (э, и) – для их произношения язык выдвигается вперед максимально, упираясь кончиком в нижний ряд зубов;
средний (а, ы) – во время проговаривания немного сдвинут к гортани;
задний (о, у) – максимально задвигается назад.
В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:
высокий (у, ы, и) – максимально поднимается к небу;
средний (о, э) – небольшой подъем;
низкий (а) – язык не поднимается, а нижняя челюсть идет вниз, широко раскрывая рот.
Произношение согласных
Согласных звуков в нашем языке – 37. Для их формирования поток воздуха задерживается разными преградами. Такие фонемы складываются из шума, а также шума и голоса. Шум образуется во время столкновения потока воздуха с препятствием.
Для прохождения преграды при формировании согласных требуется больший поток воздуха.
При формировании согласного напрягаются мышцы там, где образуется препятствие – сомкнутые губы или зубы, соприкосновение языка с небом или зубами. Активным становится элемент, который создает препятствие – губы, зубы. Незадействованные при проговаривании органы называют пассивными. Это может быть небо, губа, зубы. В зависимости от активности элементов, согласные классифицируют на:
губные – п, б, м твердое и мягкое;
губно-зубные – ф и в твердое и мягкое;
переднеязычные и зубные – т, с, з, л, н твердое и мягкое, ц;
переднеязычные и небные – ш, ж, р твердое и мягкое, ч мягкое;
среднеязычные и средненебные – й;
заднеязычные и задненебные – к, г, х твердое и мягкое.
Каждый согласный имеет характерные признаки:
Место формирования. Зависит от активного элемента, ответственного за образование преграды и его соприкосновения с пассивным элементом (губные, заднеязычные и задненебные).
Способ образования. Характеризует преграду, образованную при прохождении струи воздуха и механизм ее преодоления (смычные, дрожащие, щелевые согласные).
Наличие шума и его интенсивность (шумные и сонорные).
Присутствие при артикуляции голоса (звонкие и глухие).
Характерное произношение (мягкие или твердые).
Формирование артикуляции
Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.
Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.
Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.
Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.
При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.
Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.
Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.
Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.
Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.
Образовательная цель – создание оптимальных условий для успешной реабилитации, адаптации и социализма детей и подростков
Развивающая цель – Развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни, в произведениях искусства, формировать внутреннюю культуру личности актёрского мастерства.
Воспитательная цель – Формирование целостного взгляд на творчество и место человека в нем, ответственное отношение к своей жизни, выработать навыки творческого и креативного мышления на сцене и быту.
Методы обучения показ, беседа, тренинг, этюды, импровизация и др.
Формы обучения группой, звеньями, индивидуально
Тип занятия комбинированное занятие, вводное занятие (изучение нового материала
Оборудование и основные источники информации Телевизор, видео плеер, диски, флэшки, компьютер, стол, стул, магнитофон, светильник или лампа, зеркало
Ход занятия.
Организационный этап:
1. Организационный момент. Приветствие: Здравствуйте! Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. Методы и приёмы словесные. Результат Приветствие детей, настрой на работу.
2. Сообщение темы и постановка целей занятия. Сегодня мы с вами научимся умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из-под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств. Познакомимся с дополнительными выразительными средствами актера.
3 Практическое задание: Дети пробуют разобраться что стоит за работой над собой, что такое роль взаимодействие с партнёром и контекст произведения
Пластическая разминка.
Проходит под ритмичную музыку и под счет:
- наклоны головой в стороны;
- перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;
- пожимания плечами;
- «Арлекин» - сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;
- «Змейка» - руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;
- «Волна» - руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;
- наклоны телом в стороны;
- «Мотоцикл» - садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;
- «Забег» - начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топочем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».
Эмоциональная разгрузка.
Дети становятся в круг. Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем:
-пятки;
-икры ног;
-вся нога;
-ягодицы;
-живот;
-плечи;
-руки;
-шея;
-голова;
-тянутся вверх.
На счет «три!» резко выдыхают и расслабляют мышцы.
Переходим к эмоциональной разгрузке. Дети отворачиваются от педагога, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака». Затем дети снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.
Далее дети ходят молча в хаотичном порядке. По хлопку громко кричат.
В первом случае дети освобождаются от негативных эмоций, которые в них накопились. Во втором случае, сменяем агрессию на доброжелательность, чтобы не оставлять детей перевозбужденными и агрессивными. В третьем случае освобождаемся от эмоционального напряжения путем крика, беспричинного.
Упражнение на зрительное внимание.
Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому, подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.
Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.
Смена деятельности. Разминка «Снежинки».
Дети превращаются в снежинки и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» - по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок.
Упражнение на осязательное внимание.
Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.
Слуховое внимание.
Упражнение «Птичка, пискни!»
Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках.
Упражнение «Летает – не летает»
Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают - опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать:
крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.
Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет - не растет», «Живое - не живое».
Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает - растет - живое». В результате может получиться несколько правильных ответов. Например: грач, который и летает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут проделывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя рубками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют
Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».
Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую называет педагог - ловит; а команда, которую не упоминает - убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о.» И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре-упражнении.
Упражнение на внимание и память «Алфавит».
Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.
Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д.
Дыхательная разминка.
Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула:
- вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;
- вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;
- вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;
- глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.
Существует три вида дыхания:
Первый вид — спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:
-свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с.
-шумят деревья — щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-летит пчела —ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
-пищит комар —з-з-з-з-з-
Второй вид— волевая, но сдержанная речь:
-работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!
-метет метель —ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!
-сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе:
-кошка сердится —Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
-пилит пила —С! С! С! С! С!
-заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Р!
Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном.
Артикуляционная гимнастика.
Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:
- рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и в нутри;
- губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;
- губки в хоботок, затем улыбка;
- рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;
- челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;
- тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;
- дразним друг друга «блюм», «блямб»;
- зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;
- зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;
- двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз;
- цокаем.
Разминка для голоса «Чудо-лесенка». Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо;
Дети встают и начинают хором читать стихотворение:
Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю,
Вы-со-ту я на-би-ра-ю:
Шаг на го-ры, шаг на ту-чи…
А подъ-ем все вы-ше, кру-че…
Не ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо к солн-цу я ле-чу!
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу.
Проговаривание скороговорки.
Проговариваем скороговорку:
Вез корабль карамель. Встает первый участник.
Наскочил корабль на мель. Встает второй участник.
Моряки аж три недели встает третий участник.
Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.
Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.
Разминка «Жгучие ладошки». Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Обсуждение виденья детей и подростков кто такой актёр и как он должен себя вести. Просмотр кино и программ, а также спектаклей, чтение статей, книг и т. д.
Мотивационно-ориентировочный этап:
5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
Основной этап:
6. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
7. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
8. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
9. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
Рефлексия:
10. Итоги занятия. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Оценка результатов. Анализ готовых работ.