Наталья Анатольевна Ханюченко
План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Русский язык.
УМК: "Школа России".
Класс : 4.
Учитель: Ханюченко Наталья Анатольевна.
Тема: "Обобщение знаний по теме "Глагол".
Тип урока : урок общеметодологической направленности.
Форма проведения урока : групповая.
Цели урока :
Публикация «План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: „Обобщение знаний по теме „Глагол“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол" и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий изученного материала и построение обобщенных норм учебной деятельности.
Задачи урока :
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;
- развивать умения употреблять глаголы в речи.
Развивающие:
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).
Воспитательные:
- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Планируемые результаты :
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,
- сформированность учебных мотивов,
- интерес к способу решения и общему способу действия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные:
- структурирование знаний,
- понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка,
- понимание общих признаков глагола,
- синтез целого из частей,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные:
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
-планирование работы в группе,
-контроль затраченного времени на задание,
-оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные:
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
-умение слушать собеседника,
-учет разных мнений и умение обосновать собственное
Предметные:
-уметь работать с источниками информации;
-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы
Оборудование:
интерактивная доска, слайдовая презентация-тренажер, конверты с заданиями, листы самооценки, конверты с пословицами, учебник «Русский язык» для 4 класса, карточки с индивидуальными заданиями.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся.
3. Самоопределение к деятельности.
4. Сообщение темы и задач урока.
5. Мотивация учебной деятельности.
6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
7. Стадия осмысления.
8. Закрепление пройденного материала.
9. Включение изученного в систему знаний.
10. Самопроверка и самоанализ.
11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
12. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Организованный вход в класс.
Формирование групп (фишки с цифрами).
- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий и полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
- Чтоб красиво нам писать
Нужно пальчики размять!
(Упражнение «Поздоровайся ладошкой».)
- У каждого из вас на парте «Лист учёта работы» (лист самооценки, в котором вы будете оценивать себя за все виды работы на уроке. За каждое правильно выполненное задание вы получаете один балл.
А в конце урока вы оцените свою работу на уроке по листам самооценки.
2. Актуализация знаний.
Работа в тетради.
Число, классная работа.
Чистописание. (Запись на доске.)
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
- Что это за соединения? (Окончания глаголов.)
- Как называются эти окончания? (Личные.)
- Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр.)
- А второй? (Если глагол 2 спр.)
3. Самоопределение к деятельности.
Задание №1.
- Прочитайте слова (карточки) :
Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.
- К какой части речи они относятся?
- Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.
(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).
г о в о р и т ь
л о м а т ь
а у к а т ь
г р у с т и т ь
о б и ж а т ь
л ю б и т ь
- По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.
- О какой части речи идет речь? (Глагол.)
4. Сообщение темы урока.
-И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.
Ответы детей:
- На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе, как о части речи.
- Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок? (По опорным словам.)
Работа по карточкам:
Повторить,
обобщить,
упражняться….
- Большая нам предстоит работа? Трудная?
- Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.
- Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)
Учитель:
И пусть наш урок пройдёт под девизом :
(Чтение учителем стихотворения о глаголе.)
Глагол – особая часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать
И обеспечит…
Тогда в конце урока для тебя успех!
5. Мотивация учебной деятельности.
-Какое время года сейчас идёт? (Весна.)
Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.
И урок у нас сегодня будет необычный.
Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)
Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)
Сможет ли лес жить без них?
Давайте вернем жителей леса домой.
Они прислали конверты с заданиями.
Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.
6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
I. Стадия вызова.
«Мозговой штурм».
- Ответьте на вопрос: «Кто что делает?»
Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).
«Корзина идей».
-Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках?
Правила проведения.
1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.
4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей. (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.)
- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в «корзине идей» все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения без комментариев, даже если они ошибочны).
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.
II. Стадия осмысления.
Составление кластера (работа в группах).
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья.)
- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов, поработайте в группах.
Коллективная работа.
Интерактивная игра «Что я знаю о глаголе».
Орфографическая разминка. Задание №2.
Словарный диктант.
Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)
Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.
- Какие орфограммы встретились?
- На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)
- Выпишите из словарного диктанта глаголы. Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске).
Самопроверка.
- Действие какого предмета может обозначать глагол светить? (Картинка с изображением солнца.)
- А солнце светит и зовёт
Весной в природу нас, в поход.
Воспитательный момент.
-А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)
- Как необходимо вести себя в природе весной?
- Почему?
- С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)
г о в о р и т ь
л о м а т ь
а у к а т ь
г р у с т и т ь
о б и ж а т ь
л ю б и т ь
-Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса, побывать в весеннем лесу?
-Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)
-Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес.
-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу. (Конверты с заданиями.)
Конверт «Птицы». Задание №3.
Творческая работа. Работа в группах.
Роль глагола в предложении.
- Прочитайте текст.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.
- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = — ], [ — = ] .
Уч-ся:
– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.
(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)
Учитель: Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?
Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.
Конверт «Цветы». Задание №4.
- Начальная форма глагола. Что ты о ней знаешь?
(- Что делать? Что сделать?
- окончания –ть –ти –чь
- НФГ, инфинитив
-нельзя определить никакие грамм. признаки)
Самостоятельная работа.
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Проверка.
- Оценивание.
Конверт «Деревья». Задание №5.
Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает – 3л., ед. ч.
Засвищут – 3л., мн. ч.
Бегут – 3л., мн. ч.
Оденется – 3л., ед. ч.
Конверт «Грибы». Задание №6.
Лексическая и орфографическая работа.
– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.
Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)
Работа в группах.
- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.
-Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтобы речь была яркой, образной)
- Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)
-Объясните, что означают эти фразеологизмы?
(Работа в группах).
Каждой группе было дано задание, найти толкование фразеологизмов:
1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).
2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.
Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.
3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.
4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.
Выступления групп.
- Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.
-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
(Чтобы речь была яркой, образной.)
III. Закрепление пройденного материала.
Задание № 7. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам разноуровневого характера.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш. т, начина. т расти.
(Разноуровневые задания.)
1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.
3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.
- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.
Проверка. Самооценка.
7. Включение изученного в систему знаний.
Графический диктант.
– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.
2. В слове листа. шь безударная гласная И.
3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.
4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
5. Глагол встречаете – 1-го лица.
6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.
7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.
8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.
9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.
10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.
Учащиеся выполняют графический диктант.
Ключ:
№ п/п Ответы № п/п Ответы
1 – 6 +
2 – 7 –
3 – 8 –
4 + 9 +
5 – 10 +
8. Самопроверка и самооценка.
- Проверим правильность выполнения теста (тест на доске).
Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.
Подсчитайте количество полученных баллов.
-У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок, поднимите руку.
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?
- Я научился … .
- Я понял, что могу … .
- Мне понравилось … .
- У меня получилось … .
- Мне захотелось … .
-Оцените наш урок.
Оценивание учащихся.
-Посмотрите на спасённый нами лес. Поделитесь впечатлениями.
- Не зря потрудились?
- Я желаю вам не только знаниями, но и реальными поступками относиться
к родной природе бережно.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
(Берегите Землю! Берегите)
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.. .
11. Домашнее задание.
Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.
Выберите задание по силам!
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Учебник с. 117 упр. 249
Написать памятку «Правила поведения в природе» с использованием глаголов с частицей НЕ.
Рекомендации к выполнению домашнего задания
1 уровень (на «3»)
Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.
2 уровень (на «4»)
1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.
2) С одним из словосочетаний составить предложение.
3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.
3 уровень (на «5»)
1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму.
2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.
3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.
4) Определить падеж имён существительных
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Лист результатов работы учени…
___
Задания Баллы
1. Работа с кроссвордом
2. Словарный диктант с заданием
3. Роль глагола в предложении
4. Неопределенная форма глагола
5. Глаголы настоящего и будущего времени
6. Фразеологизмы
7. Самостоятельная работа
8. Графический диктант
ОБЩИЙ БАЛЛ
Конверт «Птицы». Задание №3.
Творческая работа.
Роль глагола в предложении.
- Прочитайте текст.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.
- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = — ], [ — = ] .
Конверт «Птицы». Задание №3.
Творческая работа.
Роль глагола в предложении.
- Прочитайте текст.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.
- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = — ], [ — = ] .
Конверт «Цветы». Задание №4.
Что ты знаешь о начальной форме глагола.?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Цветы». Задание №4.
Что ты знаешь о начальной форме глагола.?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Цветы». Задание №4.
Что ты знаешь о начальной форме глагола.?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Деревья». Задание №5.
- Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает –
Засвищут –
Бегут –
Оденется –
Конверт «Деревья». Задание №5.
- Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает –
Засвищут –
Бегут –
Оденется –
Конверт «Деревья». Задание №5.
- Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает –
Засвищут –
Бегут –
Оденется –
Задание № 7. Самостоятельная работа.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш. т, начина. т расти.
(Разноуровневые задания.)
1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.
3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.
- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.
Проверка. Самооценка.
Задание № 7. Самостоятельная работа.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш. т, начина. т расти.
(Разноуровневые задания.)
1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.
3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.
- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.
Проверка. Самооценка.