Елена Лапко
План-конспект занятия по обучению грамоте «Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по обучению грамоте
Буква «З»
Воспитатель подготовительной группы «Звездочка» Лапко Е. А.
Возраст: подготовительная группа детей (6-7 лет)
Образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, художественная литература, музыка.
Тип НОД: усвоения новых знаний
Вид НОД: развитие речи
Форма проведения: традиционная
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Тема НОД: «Буква и звук З»
Цель: познакомить детей с печатной буквой «З»
Задачи: 1) формировать у детей представление о звуке [з], познакомить с графическим образом буквы «З»; уточнить произношение звуков в словах, формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
2) развивать зрительное, фонетическое, тактильное, опорно-пространственное представление; упражнять в подборе родственных слов в образование прилагательных с именами существительными; развивать интонацию и мелкую моторикурук;
3) воспитывать любознательность.
Оборудование, средства обучения : - предметные картинки: «Зимний лес», «Звери в лесу», «азбука в картинках» карточка с буквой «З», заколдованная буква «З», расколдованная буква «З»; музыкальный фрагмент Чайковского «Времена года», ноябрь.
– раздаточный материал: карточки с буквой «З» из бархатной бумаги (16, соломинки (16, шаблон буквы «З» (16, карандаш синий (16);
- 2 кисточки, баночка с водой, игрушка Дед Мороз, снежинка бумажная, магнитная азбука;
- костям тетушки Метелицы, музыка Чайковского «Времена года». Ноябрь, фонограмма «Вьюга», «Дед Мороз».
Методы и приемы:
- беседа о зимнем лесе;
- игровой метод (игра «Актеры»);
- обсуждение;
- прослушивание музыкального фрагмента;
- выполнение творческого задания;
- рассматривание картины «Зимний лес»,
- частично-поисковый метод
- метод мотивации;
- демонстрация;
- анализ, синтез, сравнение.
Приемы работы над запоминанием графического образа буквы :
- графический анализ буквы;
- сравнения буквы;
- подбор зрительного образа к букве;
- письмо в воздухе;
- письмо мокрой кисточкой на доске;
- восприятие буквы через тактильные ощущения.
Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
- упражнение для глаз (письмо в воздухе буквы «з» глазами)
- упражнение на развитие речевого выдоха «разморозь букву»
- корригирующая гимнастика с тетушкой Вьюгой
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, когда я хлопну один раз в ладоши, сядут только девочки, когда 2 раза, сядут только мальчики. Приготовьтесь, будьте внимательны!
2. Повторение звука «Зь», «З».
- Прошло совсем немного времени, а природа изменилась до неузнаваемости. Что же произошло, догадайтесь.
(воспитатель загадывает загадку)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке, белы.
А в санях сидит девица
Белокура, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
- Какое это время года? (Зима)
(Воспитатель открывает шторку, и дети рассматривают картину зимы.)
- Какой первый звук в слове зима? (Зь) - На прошлом занятие вы познакомились со звуком «Зь», «З» Что можно сказать про этот звук? Какой он? (согласный или гласный) А есть ли у этого звука твердый братец? (Да, есть «З»)
- Положите руку на горлышко и произнесите звук «З». Заводятся моторчики, рука дрожит, значит, какой звук звонкий или глухой? (Звонкий)
- Зумушка-Зима предлагает нам с вами погулять в зимнем лесу, но чтобы туда попасть нужно, поиграть с ее именем.
Воспитатель предлагает игру детям.
Игра «Актеры»
Представьте себя актерами. Попробуйте слово «Зима» произнести празднично, вопросительно, грустно, весело, безразлично, тихо, громко, медленно, быстро
- Ребята, а теперь нужно ласково сказать слова Зима. (Зимушка, Зимка, Зимонька, Зюзя)
- Молодцы вы справились с заданием, лес ждет нас.
. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду). А сапоги, какие? (Зимние). Какую шапку? (Зимнею). По какой дороге мы пойдем? (По зимней). В лесу очень часто бывает сильный мороз. Каким воздухом мы душим? (Морозным, зимним, холодным) В путь!
Воспитатель включает музыку, дети закрывают глаза, меняется наглядность. Выставляется картинка зимнего леса со зверями.
3. Знакомство с темой занятия.
- Лесные жители выбежали из своих домиков поприветствовать вас. Назовите животных, которые вышли на улицу. (Белка, синичка, волк, лиса, заяц) А почему медведя нет? (медведь зимой спит)
- Скажите, синичка это перелетная птица или зимующая? (зимующая)
- Посмотрите, какой-то зверь оставил на снегу свой след в виде буквы «З». Как вы думаете, какое из этих животных написал на снегу букву «З». (Заяц) Почему заяц? (Слово заяц начинается с буквы «З»)
4. Основная часть занятия. Закрепление зрительного образа буквы.
4.1. Графический анализ буквы «З».
- Это буква «З».
- Из каких элементов она состоит? (из полукругов). Сколько их? (2).
- Обратите внимание в какую сторону смотрит буква «З» (в левую)
4. 2. Подбор зрительного образа к букве.
- Как вы думаете, на что похожа буква «З» (Возможные ответы детей). Посмотрите буква «З» похожа на змею:
З изогнулась как змея,
Но ей не испугать меня.
Дети повторяют вместе с воспитателем стишок 2-3 раза.
Физминутка.
- Ребята, а вы хотите побывать в гостях у Деда Мороза? Пойдемте со мной.
Дети встают и идут на ковер Звучит фонограмма «Вьюга», выходит тетушка Метелица.)
Дети садятся на свои места.
-А вот и Дед Мороз! Послушайте, Что он говорит.
Воспитатель включается запись голоса.
Разыграйтесь-ка, метели,
Гнитесь ниже сосны, ели,
Все, что есть в моем лесу,
Заморожу, занесу.
4.3. Упражнение на развитие речевого выдоха.
- Ребята вместе с лесом Мороз случайно заморозил и буква «З». Как же ей помочь? (Возможные ответы детей) Подойдите и подышите на букву, а теперь подуйте на нее. Буква не растаяла.
- Посмотрите у Деда Мороза, что-то в руках.
Воспитатель берет снежинку и читает «Выполните все мои задания и буква растает».
- Давайте поможем букве.
4.4. Упражнения на развитие тактильного восприятия буквы.
- Возьмите в руки карточки с цветной буквой. Обведите пальчиком контур букву сверху вниз.
- А теперь закройте глаза, и сделайте тоже самое закрытыми глазами.
- Молодцы справились с заданим.
4.5. Упражнения на знакомство с траекторией движений при написании.
1. Письмо в воздухе буквы «з» левой и правой рукой;
2. Письмо в воздухе буквы «з» глазами;
3. Письмо в воздухе буквы «з» соломкой во роту.
4. Письмо буквы мокрой кисточкой на доске.
- Молодцы справились со вторым заданием.
4.6. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы хорошо выполнить последние задание, нужно размять пальчики.
- Возьмите карандаш и заштрихуйте букву.
Воспитатель вместе с детьми выполняет гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
4.7. Упражнения на развития двигательного аппарата.
Дети берут шаблон буквы «З» и синим карандашом заштриховывают букву.
- Молодцы, вы спасли букву, но она все равно не тает. Давайте подарим Дед Морозу ваши буковки.
Дети приносят буквы и кладут на стол возле Деда Мороза.
- Смотрите, буква растаяла. Пора возвращаться домой.
5. Итог занятия.
- Ну вот, мы и дома.
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- Сегодня все ребята поработали хорошо.
Всем спасибо занятие окончено.