Мария Семченко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
детей подготовительной группы
Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД:
- Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности);
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развивающего обучения;
- Технология проблемного обучения;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [А], буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- Технология интегрированного обучения;
- Игровая технология;
- Объяснительно-иллюстративные технологии;
- Личностно-ориентировочные технологии;
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развития»
Материалы, оборудование: компьютер и проектор, зеркала, листы с письменным заданием, карандаши, образы букв А.
Тема НОД: Звук [А], буква А
Цели: расширять знания детей о звуке [А];
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Упражнять детей в выделении звука [А] в начале, середине, конце слова;
Коррекционно-развивающие:
• закреплять правильное произношение звука А;
• развивать мелкую моторику пальцев рук;
• закреплять понятие “гласный” звук;
• обогащать предметный словарь со звуком [А];
• познакомить детей с буквой А;
• продолжать обучать навыкам слогового анализа слов;
• развивать пространственную ориентацию в помещении и на плоскости;
• развивать память, мышление на основе отработки операций анализа и синтеза, внимание на основе формирования способности к распределению;
• Развивать кинестетические ощущения, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно-воспитательные:
• Формировать положительные установки на участие в процессе НОД; усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей;
• Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Ход НОД
Организационный этап
1. Орг. Момент
Дети заходят, садятся. Слайд-заставка
-Здравствуйте дети! Сегодня у нас не просто урок, а урок-праздник!
Слайд-Незнайка
Посмотрите, как красиво украшен зал. Вам нравится? (да) Это наш друг Незнайка так постарался, чтобы вам было интереснее на нашем уроке! Вы любите учиться? (да) Чему вы уже научились на прошлых занятиях? (Мы научились делить предложения на слова, а слова на слоги. Мы научились определять, где находится звук в слове : в начале, середине или конце. Ещё мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные) Верно, вот как много всего вы уже знаете!
Слайд-Незнайка рассеянный
Ой, что это с Незнайкой? (он, наверное, просто ничего не знает) Наверное. Научим его всему, что умеем? (да) Ну тогда начнём наш урок, будем учить незнайку и учиться сами.
(звенит звонок)
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Мы тихонечко сидим,
Смело, чётко говорим
2. Пальчиковая гимнастика
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. (Сжимаем и разжимаем пальчики) слайд 1
На поляне дом стоит (упражнение ДОМ) слайд 2
Ну а к дому путь закрыт (упражнение ВОРОТА ЗАКРЫТЫ) слайд 3
Мы ворота открываем (упражнение ВОРОТА ОТКРЫТЫ) слайд 4
Всех к нам в гости приглашаем!
3. Артикуляционная гимнастика
А еще, чтобы четко говорить, нужно с язычком дружить!
Хоботок слайд 5
Улыбка слайд 6
Бегемот слайд 7
Собачка слайд 8
Основная часть
4. Введение в тему
-Молодцы, зарядку для язычка сделали!
Слайд 9 ПИСЬМО с изображением Незнайки на конверте
- Ой, а что это такое? (Письмо)
-Кажется это письмо от Незнайки. Просит вас отгадать какие-то сложные загадки. Хотите ему помочь? (да)
СЛАЙД 11 ВОПРОС
На столе стеклянный дом.
В нём живёт усатый сом,
Золотые рыбки
И серые улитки. (аквариум)
СЛАЙД 12 ОТВЕТ-КАРТИНКА
СЛАЙД 13 ВОПРОС
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
СЛАЙД 14 ОТВЕТ-КАРТИНКА
СЛАЙД 15 ВОПРОС
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
СЛАЙД 16 ответ-картинка
Ребята, может эти слова чем-то похожи? Аквариум, Автобус, Аист… (все эти слова начинаются с одного звука - звука «а»)
СЛАЙД 17 Незнайка вспоминает
5. Беседа о характеристиках звука [А]
Правильно, со звука «а». Давайте красиво произнесем ААА, смотрите на себя в зеркала. (дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию) Как мы произносим этот звук? (мы широко открываем рот, а губы и язык нам не мешают) А пропеть мы его можем? (да) Давайте пропоем (поем ААА) Получилось? (да) Значит звук А какой? (Звук А гласный, потому, что его можно пропеть) Правильно, значит как мы будем его обозначать? (Мы будем его обозначать красным цветом) Молодцы.
6. Знакомство с буквой А
-Для каждого звука, ребята, есть своя буква. Вот так выглядит буква А. СЛАЙД 18 С ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ А
-Посмотрите на неё внимательно. Давайте нарисуем большую букву А в воздухе, вот так. Запомнили, как она выглядит? (да)
-А хотите посоревноваться, кто лучше всех запомнил? (хотим) Тогда выходите на волшебную поляну букв. (буквы А разного размера и вида (шрифт, заглав. /мал.) лежат на цветах)
СЛАЙД 19 НЕЗНАЙКА
-Ребята, которые сидели справа, будут первой командой, а ребята, которые сидели слева – второй. А победителей получат приз от нашего Незнайки.
7. Мультфильм про букву А
(Если обе команды набрали одинаковое кол-во букв –приз для всех, если одна команда выиграла – убедить детей «поделиться» своим призом с товарищами)
Вот какой приз для вас подготовил Незнайка – он приглашает вас в свой кинотеатр! Хотите посмотреть, что он для вас приготовил? (хотим)Тогда пойдём.
СЛАЙД 20 Мультик от Мудрой Совы
-Какие слова на звук А вам показала Мудрая Сова? Что они означают? (выясняется значение каждого слова, отдельно) А какие ещё слова вы знаете на звук А? (ответы детей)
8. Физминутка (видео)
-Молодцы, ребята. Вы всё внимательно слушали? (да) Хорошо занимались? (да) А что надо сделать после хорошего занятия? (размяться, сделать зарядку) Вот я для вас и приготовила интересную зарядку с вашими любимыми героями. Вставайте лицом к экрану, смотрите внимательно и выполняйте.
СЛАЙД 21 заставка
9. Работа «в тетради»
-Понравилась зарядка с Крошем? (да) Отдохнули, готовы опять заниматься? (да) Тогда садитесь за парты. Перед вами листы с заданиями. Контур какой буквы вы видите вверху листа? (контур буквы А) Как вы думаете, что с ним нужно сделать? (обвести и раскрасить букву красным цветом) Правильно, начинайте.
-В следующем задании нужно определить, где в названии картинки звук А – в начале, середине или конце? (каждому ребенку задается вопрос, что у него нарисовано и где в названии звук [А], сколько в слове слогов)
-Теперь раскрашивайте.
Заключительная часть
10. Итог занятия.
Слайд Незнайка веселый
-Понравилось вам занятие? (да) Как вы думаете, многому мы научили Незнайку? (да) А кто расскажет, что мы узнали нового и чему смогли его научить? (Мы учились правильно произносить звук А, делали зарядку для языка, пальчиковую гимнастику и зарядку с Крошем. Мы рассказывали о звуке А и узнали, как выглядит буква А. Посмотрели мультфильм про букву А. Мы узнали несколько новых слов на звук А и сами придумывали слова на этот звук. Мы обводили и раскрашивали буквы А, находили место звука А в словах.) Правильно, вы все сегодня большие молодцы и хорошо со всем справились. Вон даже Незнайка повеселел.
А у меня осталось для вас последнее задание. Внизу вашего листа нарисовано лицо человечка. Чего в нём не хватает? (рта) Верно, если вам занятие понравилось – нарисуйте человечку улыбку, а если нет – наоборот, сделайте личико расстроенным. Закончили? (да)
(звенит звонок)
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
До свидания ребята!