Гулько Виктория
План-конспект по коррекции замены звука [Р] на [Л]
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительный этап:
Артикуляционные гимнастики:
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье»
Формирование воздушной струи:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
Развитие фонематического слуха:
"Где прячется звук?", "Поймай звук", "Хлопни-топни"
Постановка звука:
Постановка звука «р» по подражанию не проводится.
Постановка звука Р от звука Д
Публикация «План-конспект по коррекции замены звука [Р] на [Л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.
Постановка Р от звука З
Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».
Постановка звука Р на вдохе
Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью
Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.
Автоматизация звука:
ра-ро-ру ро-ру-ры ры-ро-рэ
ра-ры-рэ ру-ро-ра рэ-ра-ро
ро-ра-ры ру-ры-ро рэ-ра-ро
Ар-ор-ур ур-эр-ар эр-ар-ор
Ор-ар-ур ыр-ур-ор эр-ур-ыр
Ор-ур-эр ыр-эр-ор эр-ыр-ар
Играем в игру «Доскажи словечко».
«Во дворе идет интересная иг. (ра).
Мама купила Юрику воздушные ша. (ры).
Мы залезли на высокую го. (ру).
Петух потерял в драке пе. (ро).
Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.
Радио рама ролики роща рукопись
Радуга растение роса рубаха руль
Баран гараж дыра корыто пирамида
Ворон гора жара нора сорока
Брат рвёт руками мокрую траву.
Быстроходный катер перевозил пассажиров через озеро.
В метро мраморные стены, а на потолке – красивые люстры.
Дифференциация звуков р-л
1) Произносить звуки
2) Произносить (читать) слоги
ра-ла
рэ-лэ
ро-ло
ра-ла
ру-лу
ло-ро
ры-лы
лу-ру
лы-ры
лэ-рэ
3) Придумать слова со звуками [Л] и [Р] в начале, середине и в конце слова.
4) Игра: «Хлопни если услышишь звук «р», топни если «л»