жанна помыткина
Образовательный проект «С чего начинается Родина» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
по теме: «С чего начинается Родина?»
в подготовительной к школе группе
Срок реализации: с 05.11.2024-22.11.2024
Воспитатель
Помыткина Ж. С.
Красноярск 2024г.
Описание проекта
Реализация такой системы образования невозможна без знаний своей Родины. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков»)
Актуальность: Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Суть патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношениями к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
В этой связи успешность развития ребенка 6 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через, проектную деятельность, общение, игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Патриотического воспитания является наиболее актуальной для подрастающего поколения, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способным выполнять гражданские обязанности.
Цель проекта: Закрепление знаний у детей дошкольного возраста о стране, родном городе Красноярске, его истории и достопримечательностях.
Задачи проекта:
Обучающие: Расширять у детей представления о семье, доме, детском саде, стране, районе, городе в котором они живут
Закрепить и систематизировать знания о памятниках культуры, достопримечательностях;
Развивающие: Развивать познавательную активность, умение находить нужную информацию посредством поисковой деятельности;
Развивать память, речь, воображение; Развивать творческие способности;
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине и городу, в котором мы живем; Воспитывать интерес к источникам получения знаний;
Способствовать сохранению атмосферы доброжелательности, вызывать у детей радость, интерес от общения с интересными людьми.
Вид проекта: нравственно-патриотический
Срок реализации: краткосрочный: с 05.11.2024.-22.11. 2024.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Систематизация информационных источников по теме проекта.
- Копилка методических разработок и рекомендаций для родителей и воспитателей.
- Создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме позволит развивать и активизировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, основанную на их интересах и возрастных потребностях.
Ожидаемые результаты для воспитанников:
Пробуждение познавательного интереса и проявление патриотических чувств у детей к малой и большой Родине.
Дети знают и называют:
- Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, район; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области.
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
- Знают природу России, бережно относятся к ней.
Формы реализации проекта:
-беседы;
-непосредственно образовательная деятельность;
-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
-продуктивная деятельность;
-экскурсия в краеведческий музей:
-экскурсия в библиотеку С. Михалкова
-презентации и видеофильмы по теме проекта:
- целевые прогулки.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Сбор информации и материала о городе и стране.
-Подобрать иллюстрации, фотографии, демонстрационный, дидактический материал.
- Подобрать художественную литературу (стихи, рассказы, загадки, пословицы, песни,
- Составление плана работы над проектом
- Подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Привлечь к проекту родителей, довести до сведения важность этой проблемы, вовлечь в реализацию проекта.
- Оформление уголка по краеведению в группе.
- Выявить знания детей о родном городе.
Основной этап
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о малой Родине.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.
Заключительный этап
- Конкурс чтецов «С чего начинается Родина?»
- Экскурсия в краеведческий музей
- Выставка детского творчества «Мой любимый город - Красноярск».
- Выставка совместных рисунков детей и родителей «С чего начинается Родина?».
- Оформление альбома совместно с родителями «Наш кировский район»
3. Рефлексивный анализ реализации образовательной деятельности
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высокая, недаром детей этого возраста называют «почемучками». Поэтому именно этот период является сенситивным в развитии познавательного интереса и формировании творческой, экспериментальной деятельности. Проект привлекает детей тем, что дети сами выбирают тему познания, ставят задачи, планируют деятельность и пытаются решить поставленные задачи
Ценность педагогической работы с детьми заключается в том, что тематическая неделя затрагивает близкие для детей темы – название родной улицы, любимых мест отдыха, поэтому с удовольствием открывают для себя новые темы исследований, вовлекают в него всех членов семьи, открывая новые странички в познании родного города. В ходе исследовательской деятельности дети получают возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В ходе реализации проекта, дети проживают тему в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, двигательная, труд, включая различные анализаторы.
Таким образом, создаются условия для развития детей с разными особенностями восприятия, учета индивидуальности каждого ребенка на основе принципов личностно-ориентированного подхода.
Разработка материалов методического характера:
Комплексно - тематический план работы с детьми подготовительной группы, который включает в себя различные формы работы и виды деятельности с воспитанниками. Это наблюдения в природе, знакомство с социально - значимыми событиями в ходе экскурсий, просмотр специально подобранных видеофильмов, чтение познавательной и художественной литературы краеведческого характера и др. ; конспектов интегрированных занятий: аппликация «Улицы нашего города», «История и достопримечательности моего города» и др. - оформление альбомов с иллюстрациями и фотографиями для рассматривания вместе с детьми: «Наш район - Кировский», «Любимые места отдыха», «Растительный и животный мир заповедника «Столбы» и т. д.
Комплексно - тематический план и конспекты мероприятий позволяют спланировать и систематизировать работу с учетом возрастных особенностей детей, выстроить педагогическую деятельности на основе дидактических принципов, проследить усложнение дидактического материала и разнообразить формы работы с детьми. Выстраивание партнерских отношений с родителями для преемственности в воспитания, обучения и развития детей осуществляется:
- Выстраивание партнерских отношений с родителями по поводу развития ребенка способствует формированию единых подходов в вопросах учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности в решении проблемных ситуаций, созданию уютной и доброжелательной атмосфере группы. Предполагается, что в результате реализации данной образовательной деятельности будут достигнуты следующие результаты. У детей расширились представления об истории города; о символике города и края; достопримечательностях города; о предприятиях и учреждениях города; о культурном наследии города и края.
Сформировались коммуникативные навыки; умение ориентироваться в ближайшем окружение; повысилась способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развились презентационные умения. А также изменились отношения: появилась гордость за земляков, прославивших город и край; уважение к труду взрослых.
Вывод: проведенная работа по данному проекту-результативна, способствует развитию познавательного интереса воспитанников, формированию патриотических чувств и нравственных качеств детей.
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М:ЦГЛ, 2004-156с. Якушева;
2. Дыбина О. В. «Занятие по ознакомлению с окружающим миром»;
3. Маханева М. Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
4. Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. //Дошкольное воспитание 2003, №6 с. 455 Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом-М. : ТЦ Сфера, 1999.-112с. ;
5. Воспитание Т. А. Гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6;