екатерина кугукова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Вода в природе и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
познакомить детей со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;
совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему „Вода в природе и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности;
дать представление о природном явлении – круговорот воды в природе.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Учить детей размешивать краску в воде, делать насыщенный цвет.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»
развивать у детей фонематический слух;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
учить отгадывать загадки.
Образовательная деятельность «Физическое развитие»
выполнять движения в соответствии с текстом.
Методы и приемы:
Практические: проведение опытов
Наглядные: просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»
Словесные: отгадывание загадок.
Игровые: дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Материал и оборудование: мультфильм «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки», прозрачные пластиковые стаканы, прозрачная ёмкость разной формы, соломинки для коктейля, стаканы с молоком, пуговицы, лимон, сахар, соль.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о воде;
- чтение стихов о воде, разгадывание загадок
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности
(виды берем из ФГОС ДО) Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Коммуникативная Беседа «Вода в природе и её свойства»
Познавательно- исследовательская Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки».
Восприятие художественной литературы и фольклора Отгадывание загадок
Изобразительная деятельность Изготовление цветных фигурок
Двигательная деятельность Физкультминутка
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный
Учить отгадывать загадки.
Организационный момент.
Мотивированы на предстоящую деятельность
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого не возможна жизнь на Земле.
Воспитатель загадывает загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода)
Дети отгадывают загадку.
Деятельностный
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
Беседа «Вода в природе и её свойства» Закрепляют знания о значении воды в жизни человека.
Воспитатель задает вопросы:
- Как вы думаете, что такое вода?
- Где можно встретить воду в природе?
-Как вы думаете, для чего всему живому на Земле нужна вода? Дети отвечают полными, развернутыми предложениями на заданные вопросы.
Дать представление о природном явлении – круговорот воды в природе.
Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки».
Формируют представление о круговороте воды в природе.
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое круговорот воды в природе?
- Чтобы это узнать, я предлагаю посмотреть мультфильм. Посмотрите на экран.
Показ мультфильма Круговорот воды в природе. Путешествие капельки».
Вопросы к детям:
О ком этот мультфильм? Что произошло с капелькой? Куда она попала? Куда попадает дальше капелька? Капелька попала в подземный поток, куда она попадает дальше? Чем заканчивается мультфильм? Вернулась ли обратно капелька в озеро к своей подружке? Так происходит круговорот воды в природе.
Дети смотрят мультфильм.
Отвечают на вопросы воспитателя
Развивать двигательную координацию.
Физкультминутка
Умеют выполнять движения
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Ребята, мы узнали много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Но перед этим я предлагаю вам немного размяться. К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на пояс,
Раз, два, три. Четыре (хлопаем в ладоши,
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперед,
Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно,
Качаясь на волне, Плывем на спине (круги двумя руками назад).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Практическое экспериментирование.
Закрепляют знания о правилах поведения в лаборатории
А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. Я вам всем предлагаю надеть белые халаты, вы сегодня лаборанты. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе,
- Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Не шуметь - этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Слушать воспитателя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Занимайте свои места.
Дети проговаривают правила поведения в лаборатории.
Познакомить детей со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без формы, без запаха, без вкуса.
Проводят простейшие лабораторные опыты.
Закрепляют умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Опыт № 1: «Вода - это жидкость»
Воспитатель:
Ребята, давайте перельём воду из одного стакана в другой.
А куда можно ещё перелить воду?
Воспитатель:
Правильно, какой вывод?
Дети:
Вода- это жидкость, её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
Опыт № 2 «Вода не имеет формы».
А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в ёмкость). Посмотрите на этот стаканчик, какую форму приняла вода в этом сосуде? Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Дети: да.
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель:
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 4: «Вода без цвета, прозрачная»
Ребята, давайте в стакан положим пуговицу и нальем воды. Что мы видим?
Дети: Мы видим пуговицу на дне стакана.
Воспитатель: А если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось?
Воспитатель: Вода не имеет цвета, она прозрачная или бесцветная.
Вода может менять цвет от того что в неё добавили.
Опыт № 5: «Вода - растворитель».
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе в емкости стоят сахар и соль. Добавьте в один стаканчик с водой сахар, размешайте. В другой – соль, размешайте. И посмотрим, что у нас получилось? Соль и сахар растворились в воде. Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем.).
Ребята, с опытами мы с вами закончили. Давайте снимем халаты, повесим их на стульчики.
Дети аккуратно переливают воду из одного стаканчика в другой.
Делают вывод.
Дети наливают воду емкость, переливают в другую емкость.
Дети делают выводы.
Дети пробуют воду на вкус, затем добавляют кусочек лимона в воду, затем снова пробуют.
Делают вывод.
Дети кладут в стакан с водой пуговицу, рассматривают.
Затем добавляют в воду краску, перемешивают, рассматривают.
Делают вывод.
Дети добавляют в один стаканчик с водой сахар, размешивают. В другой – соль, размешивают.
Делают вывод.
Дети снимают халаты, вешают на стульчики.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепляют умение ловить и бросать мяч, научились подбирать слова наоборот.
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю поиграть вам в игру «Скажи наоборот». Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подбирая слово наоборот. Возвращаете мяч мне.
Воспитатель (бросает мяч ребенку)
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Река глубокая, а ручеек…
Река может бежать быстро, а может и …
В океане волны большие, а в реке …
В ручейке вода бежит, а в пруду …
Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже вода …
Капля большая, а капелька …
В озере вода пресная, а в море …
Воспитатель: Молодцы, правильно подобрали слова наоборот.
Дети ловят мяч, продолжают предложение, подбирая слово наоборот. Возвращают мяч воспитателю.
Заключительный
Учить детей размешивать краску в воде, делать насыщенный цвет.
Изготовление цветных льдинок
Размешивают краску в воде, делают насыщенный цвет.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать цветные украшения изо льда и украсить этими льдинками веранду на нашем участке.
Перед вами стоят стаканчики с водой и стаканчики с краской. Вам нужно размешать краску в воде и наполнить формочку этой водой.
А что надо сделать, чтобы получился лед?
Правильно, формочки с водой нужно вынести на улицу и вода замерзнет.
Сейчас мы с вами зальем формочки, а завтра наши льдинки будут готовы.
Дети размешивают краску в воде и переливают в формочки.
Дети отвечают на вопрос
Развивать умение согласовывать слова в предложении при выражении своих мыслей и впечатлений.
Подведение итогов.
Получают удовлетворение от своей деятельности.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат вот такие смайлики. Если вам понравилось занятие, возьмите веселый смайлик, а если нет, то грустный.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо.
Дети выбирают смайлики.