Юлия Боул
Конспект непосредственно образовательной деятельности c элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Юлия Боул
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
на тему:«Волшебница - вода»
Подготовила
воспитатель: Боул Ю. А.
Курск 2017г.
Цели и задачи:
Закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности c элементами экспериментирования в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
- развивать навыки проведения опытов;
- познакомить детей с физическими свойствами льда;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
- подвести детей к пониманию того, почему идет дождик;
- продолжать знакомить с техникой - аппликативное изображение тучи: наклеивать готовые формы на фон, вырезывать капельки;
- продолжать учить детей работать в коллективе;
- развивать чувство формы, цвета и композиции;
- создавать радостное настроение при рассматривании детьми готовой работы.
Предварительная работа:
- Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».
- Иллюстрации «Вода в природе и в жизни человека».
- Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.
-Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода». Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».
Оборудование: иллюстрации «Вода в природе и в жизни человека», глобус, деревянный кубик, пустой стакан, стаканы с водой-4 шт., чашка с чесноком, сахар рафинад, кусочек лимона, молоко, чайная ложка, трубочка, салфетки. Аудиозапись "Шум дождя", ватман на котором нарисована тучка и поляна с цветами, треугольники из бумаги голубого цвета, ножницы, клей.
Ход занятия:
Приветствие
В: Здравствуйте, ребята! Доброе утро я вам говорю! Доброе утро. Я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь! А мы гости какие? (гостеприимные).
Включается аудиозапись «Ручеек».
В: Ребята, слышите? Что это? (ответы детей).
В: Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.
В: Вы догадались, о чем будет наше занятие? (О воде).
В: Да о воде. - Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.
Вводная беседа
Воспитатель показывает глобус.
В: Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).
В: Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).
Ой, а кто это спрятался за картинкой (Капитошка). Капитошка, он спрыгнул с тучки, и просит нас рассказать ему о свойствах воды. Ну что, ребята поможем Капитошке узнать еще больше о свойствах воды? Так вот, Капитошка, мы будем играть, а ты слушай и запоминай.
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Становитесь вокруг меня.
Словесная игра «Вода какая…»
В море вода какая – морская.
В озере – озёрная.
В реке – речная.
В роднике – родниковая.
В болоте – болотная.
В луже – грязная.
В ручье – холодная.
В океане – соленая.
Вот и славно поиграли.
Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию, под называнием
«Капитошка».
В: Что делают в лаборатории? (проводят опыты, исследования).
В: Кто работает в лаборатории? (лаборанты, ученые).
В: В какую одежду одеты лаборанты, ученые? Что нужно им для работы в лаборатории? (белые халаты, фартуки, головной убор).
В: Нам нужно надеть фартуки и головной убор.
В: Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Проведение опытов
Опыт 1. «Вода не имеет формы»
В: Дети присаживайтесь за столы.
В: Ребята и перелейте воду из стакана в пустой стакан. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили).
В: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
В: Рассмотрим, чем она отличается от твердых предметов. Перед каждым из вас деревянный кубик. Какой он формы? (ответы детей). Возьмите, пожалуйста, его в руку. Сильно сожмите. Рассмотрите, изменил, ли кубик свою форму (ответы детей). Нет. Спрячьте его за спиной. Вновь рассмотрите кубик. Что- нибудь изменилось? Изменил кубик свою форму (ответы детей). Положите, пожалуйста, кубик на стол. Сложите ладонь одной руки «корзиночкой». Другой рукой наберите из стакана чайной ложкой чистой воды, налейте воду в свою «корзиночку». Как вы думаете, что случится с водой, если мы ее спрячем за спину (ответы детей). Спрятали. Теперь покажите свои ладони. Где же вода? Что с ней случилось (ответы детей).Она растеклась. Почему вода растеклась, а дерево- нет (ответы детей).Потому что дерево - твердый предмет, а вода- жидкость. Как удержать воду, чтобы она не растекалась? (ответы детей).
Вывод: вода принимает форму емкости, в которую она налита. Вода не имеет формы.
В: Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску).
Опыт 2. «Вода не имеет запаха»
В: Понюхайте воду в стаканчике. Чем она пахнет (ответы детей). Теперь добавте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода сама по себе не имеет запаха.
В: Чтобы вам, лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску).
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»
В: Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода сама по себе не имеет вкуса.
Опыт 4. [/i] Вода не имеет цвета.
В: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
На столе у детей стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
В: Возьмите стакан с молоком опустите чайную ложку. Видно ложку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите ложку. А через воду ложку видно? Какая вода? Почему через стакан с молоком ложку не видно?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
В: Чтобы вам, лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску).
В: Ребята, я вам предлагаю сделать перерыв, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по воздуху)
Он бежит по переулку (бег на месте)
Барабанит по окошку.
Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)
Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым дождик стал,
Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).
В: Ребята присаживайтесь за стульчики. Давайте вспомним, кем мы вчера были? (ответы детей) Что мы делали? (ответы детей).
В: Мы покрасили воду с помощью акварели и заморозили подкрашенную воду, используя различные формочки для льда.
В: Дети, подвиньте к себе формочки со льдом, достаньте лед. Потрогайте и подумайте, что можно сказать про лед? (ответы детей)
В: Лед-это тоже вода? (ответы детей).
В: А когда лёд тает, что остаётся на ладони? (ответы детей).
В: Почему лёд тает? (ответы детей).
В: Ребята, а если изготовить побольше кирпичиков из цветного льда, то можно вынести их на улицу и построить что? (ответы детей).
Вывод: Лед-это тоже вода, только в твердом состоянии.
В: Ой, что-то наш Капитошка загрустил… Он мне подсказывает, что ему пора на тучку. Ребята, давайте поможем Капитошке отправиться на тучку. Что нам нужно для этого сделать (ответы детей).
Аппликация. Коллективная работа «Дождик»
Звучит аудиозапись "Шум дождя".
В: Ребята, что это за звуки? (ответы детей)
В: Ребята, а вы знаете откуда берется дождик? как он появляется? (ответы детей).
Воспитатель показывает готовый ватман с изображение тучки и полянки, дети ножницами вырезают по контуру капельки из бумаги голубого цвета и наклеивают на композицию.
Подведение итогов:
В: Посмотрите ребята, какой замечательный дождик у нас получился!
Ребята, скажите мне что вы сегодня узнали (ответы детей). Где мы сегодня были? (ответы детей).
В: Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей? (ответы детей)
В: Почему нельзя прожить без воды? (ответы детей)
В: Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? (ответы детей).
В: Какие свойства воды мы сегодня узнали? (ответы детей).
Дети хором читают стихотворение Н. Рыжовой.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!