Елена Шишкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка непосредственно образовательной
деятельности
«Вода - волшебница»
Шишкина Елена Алексеевна
воспитатель дошкольной группы
с. Каменный Яр. 2019 год.
Цель:
Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи.
Обучающие:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
1. Закрепить и расширить знания детей о воде, её свойствах (прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, окрашивается в разный цвет, вода растворитель, о её трёх состояниях (жидком, парообразном, твёрдом);
2. Углубить понимание детьми роли воды в жизни человека и всего живого на Земле;
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, закреплять умение работать с лабораторным оборудованием, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, интереса к экспериментировпнию.
2. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.
Воспитательные:
1. Прививать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
2. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям Родного края.
Тип:Итоговое.
Форма проведения. Опытно - экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Форма организации детей: Групповая.
Возраст детей: Разновозрастная группа (3-6 лет)
Образовательная область : «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей :«Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: Учёные, научная лаборатория, «институт Воды», эмблема, исследование, колба, пробирка, сосуд, фильтр, месторождение, объём, опока, минеральные гранулы.
Оборудование:Ноутбук, искусственный фонтан, глобус.
Демонстрационный материал: Кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка, две емкости (колбы) с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, контейнеры с опокой и минеральными гранулами опоки.
Раздаточный материал:Салфетки, кусочки льда, полоски цветной бумаги (фиолетовая, зелёная, жёлтая, розовая, одноразовые ложки, кисточки, одноразовые пластиковые стаканы с водой, одноразовые пластиковые стаканы пустые – по количеству детей. Пластиковые контейнеры с опокой и минеральными гранулами опоки, упаковки с гуашью, пластиковые тарелки с сахарным песком, солью – по количеству столов.
Предшествующая работа по подготовке к занятию.
Изучили «Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников», составили перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности, провели анкетирование, консультации с родителями по данной тематике. С помощью родителей и школы оформили «мини-лабораторию», сшили детские белые халаты на каждого ребёнка, составили «Картотеку опытов, экспериментов для детей «Опыты с водой».
Предварительная работа с детьми.
Провели беседы «Вода в жизни человека», «Водоёмы Земли», «Вода друг - вода враг» и т. д. Разучивание стихов о воде, разгадывание загадок. Наблюдения за водой в разных её проявлениях на прогулке. Организация подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр. Подборка книг, иллюстраций, репродукций художников, альбомов о воде в природе и быту, о профессиях людей, о видах спорта, связанных с водой, о правильном поведении на воде. Обучение самостоятельному экспериментированию с водой, исследованию её свойств.
Структура занятия.
1. Вводная часть (организационный момент, мотивационный момент)
2. Основная часть (приход и беседа «Учённого» с детьми, превращение детей в юных учённых, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования, приглашение в лабораторию, показ атрибутов для исследования, проведение опыта №1-№2, формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем возрасте, физкультминутка (во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей, проведение опыта №3-4., игра, проведение опыта №5-6. Обобщение познавательно- исследовательской деятельности «Учённым».
3. Заключительная часть (Рефлексия). Оценка деятельности детей. Художественное слово.
Ход НОД:
Звучит запись «Шум воды ручейка»
Воспитатель:
- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия:
С голубого ручейка,
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
- А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки: Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет (вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды)
Воспитатель:
- О чем все эти загадки?
Дети:
- О воде.
Воспитатель.
- Сегодня, ребята, мы продолжим с вами разговор о воде, о её свойствах и значении воды.
Воспитатель.
- Скажите, какая бывает вода?
Дети:
- Тёплая, горячая, холодная, прозрачная, газированная….
Воспитатель:
- Где в природе можно встретить воду?
Дети:
- В реке, луже. Вода- дождь, туман, роса, снег, лёд, град….
Воспитатель:
-Правильно, ребята, всё это вода.
Воспитатель:
- Сегодня я на занятие пригласила интересного гостя.
- Дети встречайте (входит учёный «института Воды»)
Учё ный :
- Здравствуйте ребята! Я - Учёный «института Воды». Наши сотрудники «института Воды» попросили вас помочь нам в исследованиях воды. А все результаты ваших исследований вы передадите в институт через видеописьмо.
Учё ный:
-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в научную лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории? Кто в ней работает?
Дети:
- Проводят опыты, исследования. Работают учёные.
Учё ный:
- Правильно. Учёные занимаются наукой. Наука - это познание.
Учё ный :
- Сейчас я всем вам и вашему воспитателю прикреплю эмблемы нашего «института Воды» и все вы станете учёными.
Воспитатель:
- Ну что, юные учённые, отправимся в нашу научную лабораторию? Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, выполнять предложенные действия, нельзя нечего брать в рот).
(Воспитатель обращает внимание на искусственный водопад находящийся в лаборатории. Дети подходят к водопаду и внимательно рассматривают его.)
Воспитатель:
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Дети:
- Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель:
- Значит она какая?
Дети:
- Жидкая
Воспитатель:
- А вот имеет ли вода форму, мы сейчас проверим. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Опыт 1. «Какой формы вода?»
Воспитатель:
- На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы?
Дети:
- Кубик квадратный, шарик круглый.
Воспитатель:
- А имеет ли форму вода? Для этого возьмём прозрачный кувшин с водой и перельём эту воду в стаканчик и колбу.
Воспитатель:
- Воду можно переливать, наливать, слить, вылить. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.
Опыт 2.«Лед - твердая вода»
Воспитатель:
- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
Дети:
- Лёд тает.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему лёд растаял?
Дети:
- От тепла ладони.
Воспитатель:
- Что осталось на ладошке?
Дети: Вода.
(Воспитатель предлагает детям взять салфеточки и протереть руки)
Вывод: Так что же такое лёд? Лёд- это вода в твёрдом состоянии.
Учё ный:
- Вот вы и провели первые исследования и определили, что вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.
Учё ный:
-Ребята, сотрудники нашего «института Воды» также заботятся и о водоемах. Какие вы знаете водоемы?
Дети:
- Река, озеро, пруд, море.
Учё ный:
- А какой в вашем селе есть водоем?
Дети:
- Река Волга.
Учё ный:
- Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.
Физкультминутка.
К реке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут!
Воспитатель:
- Ой, а что же это случилось с нашей рекой? Посмотрите, какая у нас стала река?
Дети:
- Грязная.
Воспитатель:
-Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? Что случится с водой в реке, если бросать мусор?
Дети:
- Воду нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.
Воспитатель:
- Что же нам делать? Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?
Опыт 3. «Очистка воды»
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети:
- Одна чистая, другая грязная.
Воспитатель:
- Грязная вода, образец, набранный в грязной реке. А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Дети:
- Вода становится чистой.
Воспитатель:
- А что стало с нашим фильтром - марлей?
Дети:
- Вся грязь осталась на фильтре - марле.
Учё ный:
- Уважаемые коллеги, а в нашем «институте Воды» прослышали о вашем «Каменноярском месторождении опок» (показывая камни-опоки). Опоку дробят и получают минеральные гранулы (показывает гранулы, которые используют для очистки воды.
(Проводится аналогичный опыт. Фильтром очистки служат минеральные гранулы опоки).
Вывод:Итак, мои юные учёные, грязную воду очистить можно, но всю воду в мире так очистить нельзя. Поэтому воду нужно беречь, не загрязняя водоёмы.
Воспитатель:
- Продолжим наши исследования.
Опыт 4 «Вода прозрачная».
Воспитатель:
- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет вашей полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с цветом вашей полоски?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Какого же тогда цвета вода?
Дети:
- Бесцветная, прозрачная.
Воспитатель:
- Дорогие коллеги, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем. Возьмите кисточки, опустите её в краску и перемешайте в воде. Изменила вода свой цвет или нет?
Дети:
- Да.
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, но может менять свой цвет.
Воспитатель:
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Не плохо бы и нам немножко отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.
(Проводится игра, «Какая бывает вода» : Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.
Итак, отвечая на вопрос «Какая бывает вода», дети могут назвать воду в реке, озере, ручейке, воду в море и океане, воду в роднике, водопроводную воду, газированную воду, воду горячую холодную. После игры педагог показывает детям на глобусе: реки и озёра моря и океаны (они занимают очень большую площадь, ручейки, ледники на вершинах гор. На иллюстрациях педагог показывает айсберги, иней и росу на траве, сосульки, тучи и облака в небе).
Воспитатель:
- Продолжим изучение воды.
Опыт 5 «Вода - растворитель».
Воспитатель:
-Уважаемые учёные, у меня возник ещё один вопрос: есть ли у воды вкус? Как это можно определить?
Дети:
- Попробовать.
(Дети пробуют воду и высказывают своё мнение)
Воспитатель:
- Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль. Что произошло с сахаром и солью?
Дети:
- Они растворились.
Воспитатель:
- Попробуйте снова воду на вкус. Что изменилось?
Дети:
- У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Воспитатель:
- А, что случилось с веществами, которые мы положили воду?
Дети:
- Растворились.
Вывод: Дети приходят к выводу, что своего вкуса у воды нет. Вода растворяет такие вещества, как соль и сахар.
(Проблемная ситуация. Воспитатель пытается вспомнить рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» и просит детей помочь ей в этом)
Воспитатель:
- Что сделала галка, чтобы напиться воды?
Дети:
- Галка набросала камней в кувшин. Вода под тяжестью камней поднялась выше.
Воспитатель:
- Правильно. Давайте проверим, это действительно так?
Опыт 6 «Вода – увеличивается в объёмах».
Воспитатель:
- Наливаем воду в стакан, отмечаем уровень воды и бросаем туда камушки. Что происходит?
Дети:
- Уровень воды повышается.
Вывод: Уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Учё ный :
- В ходе исследовательской деятельности и опытно - экспериментальным путём вы расширили и закрепили знания о свойствах воды. Пришли к выводу, что вода, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.
- Спасибо вам, ребята, за работу. Вы сегодня были, настоящими учёными и хочу, вам пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.
- Эмблемы «института Воды» остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия.
Воспитатель:
- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет ни когда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда,
Эта волшебница наша вода.