Екатерина Фролова
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш».
Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».
Ребенок: Маша, 6 лет 2 месяца, ОНР, 3 уровень.
Цель занятия : закрепление навыка различения звуков и букв С-Ш.
Задачи:
• Упражняться в удержании кончика языка за нижними зубами;
• Укреплять кончик языка развивать подвижность языка;
Публикация «План-конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Тренироваться в удержании языка в форме чашечки наверху, у верхних зубов;
• Отрабатывать движение губ вперёд, обнажая верхние и нижние зубы укреплять мышцы губ, их подвижность;
• Уточнить артикуляционный и акустический образ звуков Ш и С;
• Закреплять правильное произношение фонем;
• Уточнить характеристику звуков;
• Закрепить графический образ букв С и Ш;
• Формирование умения опознавать заданный звук в предложениях, словах, слогах, изолированно;
• Совершенствовать динамическую организацию движений;
• Автоматизировать звуки Си Ш в тексте;
• Развивать слуховую память;
• Развивать наглядно-действенное мышление;
• Формировать мотивацию к познавательной деятельности;
• Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающим.
Оборудование:
Кукла, бумажные ворота с замком, тропинка с буквами, изображение сказочного замка, картинки с изображениями: скакалки, шишки, шарика, слона, шашек, шоколада, свечки, стульчика, две корзинки, картинки, на которых изображены: вишни, малина, слива, санки, шарик, карточки с домашним заданием, печать для оценок.
Организационный момент.
Логопед :
-Здравствуй, Маша!
Маша:
- Здравствуйте!
Логопед :
- Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша (показывает куклу). У неё беда, она не может правильно произносить своё имя. (логопед говорит за куклу : Здравствуй, Маса! Меня зовут Шаса.) Какие звуки путает Саша?
Маша:
- Звуки С и Ш.
Логопед :
- Верно, Саша всё время путает звуки С и Ш. Давай научим различать её эти звуки?
Маша:
- Давайте.
Основная часть.
Логопед :
- Для того чтобы научить Сашу различать звуки С и Ш мы все вместе отправимся в сказочную страну. Но прежде чем отправиться, нам нужно почистить зубы.
Упражнение «Чистим зубы» (с внутренней стороны) :
Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Логопед читает стишок :
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Маша выполняет упр.
Логопед :
- После того как мы почистили зубы, нужно позавтракать. На завтрак мы будем пить чай из чашки и есть бублики.
Упражнение «Чашечка» :
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Логопед читает стишок :
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Упражнение «Бублик» :
Описание. Зубы сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживать «бублик» под счет до 5-10.
Маша выполняет упражнение бублик.
Логопед читает стишок :
Бублик мы изобразили —
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
«Бублик» надо удержать.
Логопед :
- Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С?
Маша:
-Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед :
- А как работают губы, язык при произнесении звука Ш?
Маша:
- При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
Логопед :
- Что еще мы можем сказать про эти звуки?
Маша:
- Эти звуки согласные, глухие.
Логопед :
- Правильно, молодец. А теперь мы отправляемся в сказочную страну. Для того, чтобы в неё попасть, нам нужно расколдовать ворота (даёт ребёнку бумажные ворота, на которых изображён замок со стрелочками)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С. Если ты правильно произнесёшь звуки, то ворота откроются.
Маша произносит:
С-С-Ш-С-Ш-Ш-С-Ш
Логопед :
- Ура! мы расколдовали ворота. (открывает бумажные ворота.)
А теперь нам нужно пойти по заколдованной тропинке. (даёт ребёнку нарисованную тропинку, на которой изображены следы шагов, на каждом из которых написана буква С или Ш). По ней можно пройти, только если будешь правильно называть буквы, на которые наступаешь.
Маша пальцами надавливает на шаги и называет нарисованные на них буквы.
Логопед :
- Мы преодолели заколдованную тропинку и подошли к волшебному замку.
Чтобы проникнуть внутрь, нам нужно постучать. Но стучать нужно по-особенному. Я буду произносить волшебные звуки, а ты стучать. Если услышишь звук С, то стукни один раз, а если услышишь звук Ш, то два раза. Поняла?
Маша:
- Да.
Логопед :
- С-Ф-П-Ш-С-Ш-Т- С-Ш-С
Маша стучит согласно условию.
Логопед :
- Вот мы и проникли в волшебный замок. Тут собрались герои разных сказок и все они очень любят петь. Давай присоединимся к ним и попоём. Повторяй за мной: СТА-ШТА, СТО-ШТО, СТУ-ШТУ, СТЫ-ШТЫ, АСН-АШН, ОСН-ОШН.
(Логопед произносит поочерёдно слоги, а Маша повторяет за ним).
Логопед :
- А теперь нужно немного размяться. Сейчас мы будем делать зарядку:
Шли по крыше три кота, (идут по кругу)
Смотрят в небо три хвоста. (руки вверх)
Сели киски на карниз, (присесть на корточках)
Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз)
И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)
«Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши).
Маша выполняет упражнение.
Логопед :
- Пока нас не было, в замке навели небольшой беспорядок. Давай поможем нашем друзьям убрать предметы по местам, чтобы поскорей продолжить играть?
Маша:
- Давайте.
Логопед :
(даёт ребё нку картинки с изображениями предметов: скакалка, шишка, шарик, слоник, шашки, шоколад, свечка, стульчик и две небольшие корзиночки)
- Сейчас мы будем складывать игрушки по корзиночкам. В одну корзинку положим игрушки, которые начинаются на звук С, а в другую, которые начинаются на звук Ш. Называй то, что ты видишь на картинках и раскладывай по корзинкам.
Маша раскладывает картинки по корзинкам и произносит слова.
Логопед :
- Теперь мы будем играть в игру, которая называется «Закончи предложение»
Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать. (показывает картинки к каждому предложению)
В лукошке лежат… (вишни). Повтори все предложение, что получилось.
Маша добавляет слово вишни и произносит предложение полностью.
Логопед :
Женя едет на (машине). Повтори все предложение.
Маша добавляет слово машине и произносит предложение полностью.
Логопед :
-У Наташи вкусная (слива). Повтори все предложение.
Маша добавляет слово слива и произносит предложение полностью.
Логопед :
- У Люды железные … (санки). Повтори предложение.
Маша добавляет слово санки и произносит предложение полностью.
Логопед :
- У Жанны воздушный (шарик). Повтори все предложение.
Маша добавляет слово шарик и произносит предложение полностью.
Логопед :
- Молодец. А сейчас настало время весёлых историй. Я расскажу историю о том, как сегодня утром Маша, Соня и Саша ели овсяную кашу. Слушай внимательно.
Маша, Соня и Саша ели овсяную кашу. Маша и Соня кушали хорошо, а Саша стал шалить. «Сашину овсяную кашу отдадим мы кошке нашей», - шутили Маша и Соня. Саша испугался и съел всю кашу.
- Расскажи мне, что ты запомнила из этой истории?
Маша пересказывает текст.
Логопед :
-Маша, может ты тоже хочешь поделиться со всеми какой-нибудь весёлой историей?
Маша рассказывает какую-либо историю.
Заключительная часть.
Логопед :
- А сейчас настало время возвращаться из волшебной страны. Ты сегодня очень хорошо работала и научила Сашу различат звуки С и Ш. Я думаю, что Саша теперь всегда будет правильно произносить своё имя. Саша, скажи нам, как тебя зовут? (логопед произносит слова за куклу: Меня зовут Саша). Наши старания прошли не зря. А теперь мы прощаемся с Сашей. Саша, до свидания! ( говорит за куклу: До свидания)
Маша:
- Саша, до свидания.
Логопед :
- Но мы не прощаемся со звуками С и Ш. Они отправятся сегодня к тебе домой.
Логопед вклеивает в тетрадь ребёнка карточки с заданиями.
[Ш] – [С]
2. Выучить стихотворение.
Мышка.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубки поломали.
Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Логопед :
- Наше занятие подошло к концу. Что тебе сегодня больше всего понравилось?
Маша:
- Мне понравилось играть в волшебном замке.
Логопед :
- На сегодня мы с тобой прощаемся. В награду за то, что ты сегодня очень потрудилась, я тебе в тетрадку ставлю печать «Отлично». До свидания!
Маша:
- До свидания.