Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й".
Цель:
Коррекционно- образовательные:
- Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звуков "Ль`" и "Й"
- Закрепить навыки различения звуков "Ль`" и "Й" в слогах, словах, фразах.
- Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия, Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно - воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.
- Воспитывать навыки поведения на занятии
Оборудование: индивидуальные зеркала, вата, фишки для обозначения звуков, карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков, предметные картинки.
Ход занятия:
- Сегодня к нам на занятие пришли два друга звук "Ль" и "Й". Давайте их произнесем и посмотрим на себя в зеркало. Расскажите, где и что делает язычок.
- Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.
- Расскажите какой звук "Ль"?
- Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.
- Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.
(Уточнение произношения звука "Й".Работа проводится аналогично.)
- Сравните эти звуки, расскажите, чем они похожи и чем отличаются.
- Эти звуки похожи тем, что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук "Ль" кончик языка наверху, а когда "Й" - он внизу.
- Звуки приготовили зарядку для ваших язычков. Сейчас мы ее будем выполнять
Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр»
2. «Качели»
3. «Лопаточка»
4. «Чистим зубки»
5. «Вкусное варенье»
- А теперь они хотят с вами немного поиграть и предлагают вам игру в футбол.
Дыхательная гимнастика «Футбол»
- Эти звуки очень хитрые и любят вставать на место друг друга, но мы не должны допустить этого, потому что каждый звук должен стоять на своём месте.
Игра “Ладки”
-Сейчас мы поиграем в «Ладки» со звуками - будем повторять эти звуки, вот так ль-й ль-й ль-й. Сначала медленно, а потом быстрее.
Игра «Дразнилки»
-У вас хорошо получается, а теперь мы можем побаловаться со звуками, немного их подразним.
ля-я я-ля
лё-ё ё-лё
лю-ю ю-лю
ле-е е-ле
Игра «Запомни, повтори»
-Проверим, как вы запомните слова, которые я сейчас назову. Не забываем про звуки [й] и [ль].
лилия — аллея — листья
липа – ель – тополь
майка - галька – гайка
- Хорошо, молодцы, а теперь я повторяйте за мной
Игра "Повтори”
Ой – ой – ой» – стонет мой больной.
Ель – ель – ель – клюквенный кисель.
Лю –лю - лю – телефон я свой люблю.
Лей – лей – лей – ты воды не жалей.
Ай – ай – ай – хорошенько подметай.
Уй – уй – уй – рисунок нарисуй.
- Звуки очень спортивные, они любят делать зарядку со сказочными персонажами и предлагают нам тоже сделать.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Звуки "Ль" и "Й"очень любят сказки, а любимые их персонажи это Баба Яга и Леший. Они даже придумали с ними игру.
Игра «Отдай слово Лешему\ Бабе Яге»
Перед детьми лежать картинки со словами в которых есть звук "Ль" и "Й"
Слова со звуком "Ль" - кладут возле Лешего. А со звуком "Й" — возле Бабы Яги.
Зайка - малина
йогурт - лиса
чай - мелиса
попугай - листья
- Молодцы! Все правильно разложили. Звуки поделились со мной одной интересной историей про их знакомых котят. Слушайте внимательно и повторяйте
Пальчиковая гимнастика Котята»
Вот пятеро котят. (Ладонь правой руки раскрыта.)
Один ушел — и его нет.
Ну нет его - и нет.
Котят осталось четверо. (Загнуть большой палец.)
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез -
Котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)
Но где-то запищал
мышонок тонко- тонко
Котенок услыхал -
осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)
А самый умный — тот,
оставшийся, последний - (Приложить указательный палец ко лбу.)
Он к миске подошел
и, как и должно киске, (Ладони сложить ковшиком.)
Лакать за пятерых
стал молоко из миски. (Языком изобразить лакающие движения)
- Ребята, звуки предлагают нам придумать новые слова, давайте ка попробуем:
Игра «Новые слова»
боль — больной
лес — лесной
поле — полевой
пыль — пыльный
стекло — стеклянный
мыло — мыльный
стекло — стеклянный
тополь — тополиный
липа — липовый
клен — кленовый
- Молодцы, звуки вас очень хвалят и они уверенны, что вы справитесь и еще с одним заданием:
Игра «Закончи предложение»
-Сейчас я вам буду читать предложения, а вы должны вставить подходящее слово из списка и обязательно помните про наши звуки и четко их произносим
(При произнесении предложения логопед выкладывает перед детьми картинку с изображением слова для упрощения работы)
В осеннем парке земля усыпана опавшими . (листьями)
Зимой дети надевают тёплое . (пальто)
Дети пришли на прогулку в хвойный. (лес)
На опушке леса выросли высокие стройные . (ели)
Наталия поливает на клумбе . (тюльпаны)
Подвожу итог занятия :
- Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Звуки вас очень хвалят, они бы хотели еще поиграть, но им уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся.
Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось?
Кто приходил к нам сегодня?
В какие игры мы с ними играли?