Наташа Парунова
Песочная технология как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе применяя песочную технологию. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Развитие мелкой моторики ребенка, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, налаживанием работы координационных уровней. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцов, Э. Р. Пилюгина, доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Первый этап мышления называют наглядно или предметно действенным. Этот вид мышления пре- обладает в раннем детстве. Все, что ребенок видит, он хочет по- трогать руками. Рука дает, очень много информации: о весе, мягкости и твердости, гладкости и шероховатости, и о много другом. Чем больше запас действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу наглядно-образному, когда 77 будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Третий этап - словесно-логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Традиционная форма работы по развитию мелкой моторики рук подразумевает : самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; предметная деятельность: бумага, глина, пластилин; игры: мозаика, конструкторы, шнуровка; различные виды застёжек; кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней. К нетрадиционным относятся: игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна; самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами; использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни); массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко; применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое); тестопластика. Нетрадиционный материал дает возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет игра с песком. Дети осваивают различные технические способы и приёмы работы с ним, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость, самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Песочная технология будет являться эффективным средством развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста, если: игры направлены на координацию и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук; смена движений выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются 78 точно, с ускорением при повторениях. Дети испытывают трудности при выполнении работы на координацию движения, работе с ножницами. При работе с песочницей использовали игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» : поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Впервые принцип «песочная терапия» был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. Он утверждал, что этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа. Главной целью занятий с песком являются: развитие позна- вательной сферы детей дошкольников, творческого мышления и фантазии; формирование у ребенка представления об окружающем мире; развитие мелкой моторики. Для организации игр с песком потребуется: ящик для песка деревянный (песочница, желательно чтоб размер его был 50х70х8 в сантиметрах. Дно окрашенное в оттенки синего цвета. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики, чтобы песок не высыпался. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Песок обычный, но просеянный, чистый. Вода. Коллекция миниатюрных формочек. Основные моменты работы на каждой из стадий представления песочной терапии ребёнку : организовать комфортную атмосферу; создать эмоционально положительное ожидание; продемонстрировать материал для работы с песком; организовать место, которое будет удобным для работы;
Публикация «Песочная технология как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно благодаря работе с песком, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры. Усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. Строя постройки на песке ребенок развивает наглядно-образное мышление, восприятие и память. Каждое занятие песочной анимации – это путешествие в сказку. Дети свободно подходят к столику с песком и зарисовывают сказки собственного сочинения. Возможность участвовать в анимации и оживлять буквы, и цифры, дает ощутимый эффект при усвоении знаний. При рисовании песком используются следующие технические элементы рисования : рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками, насыпая песок из кулачка и «отсечением лишнего». Есть в этой игре с песком что-то завораживающее, неожиданное и каждый раз радостное. Каждая поделка получается словно настоящая, а песок позволяет придумывать и создавать все новые и новые шедевры. Это возможность почувствовать себя настоящим творцом. Создавая свои творения, ребенок ис- пользует фантазию, придумывает, представляет, разговаривая при этом. А это самый настоящий творческий процесс. Удивительный шедевр создается благодаря безграничному полету детской фантазии и неутомимости. Таким образом, проведенная работа с использованием нетрадиционных техник пескотерапии по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного способствовала повышению уровня развития мелкой моторики.
Игра «Помоги найти солнышко»
Цель: развитие воображения, творческого мышления, внимания.
Мат-л: камешки разных цветов, маленькие человечки, деревья, ящик с песком.
Ход игры: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку, а вы возьмёте маленьких разных человечков и мы с ними поиграем.
Жили-были маленькие человечки в стране Песколяндии. Жили они хорошо: работали трудились на огородах (показ воспитателя как сделать маленькие грядки каждым пальцем по очереди, выращивали овощи (тычка подушеками пальцев). Но в один прекрасный жаркий день налетела чёрная туча и пошёл дождь (опустить пальцы вводу и полить капельками грядки). Дождь лил без остановки (повтор несколько раз). И маленькие человечки не могли выйти из дома. Они не понимали, почему идёт дождь и не светит солнце. И решили они пойти к умной тётушке сове. Взяли они зонтики, свои рюкзачки и пошли в лес. Шли они долго (одной рукой управляем куклой, другая пальцами имитурует ходьбу) и вдруг увидели домик тётушки совы (руками показать радость от встречи). Постучались они и жалобно (постучать костяшками пальцев по лотку с песком) стали просить о помощи, что нужно сделать чтоб дождь прекратился и овощи не завяли. Тётушка сова им ответила, что они должны найти 7 разноцветных камешков, который помогут вернуть радугу и солнышко. А камешки находились далеко- далеко в горах, под большим деревом, под деревом холмики. Шли маленькие человечки долго. Сначала по густому лесу, потом по узкой тропинке и вышли они наконец к большим горам. Они нашли самую большую гору, где стояло большое дерево (одной рукой управляем куклой, другая пальцами имитурует ходьбу, стали искать камушки увидели семь маленьких холмиков, стали их раскапывать и нашли 7 цветных камешков. (перебирают песок в коробке ищут камушки) Человечки прикоснулись к этом камешкам и тут появилась радуга и ярко засветило солнце. Человечки обрадовались солнышку. И вернулись к себе в страну Песколяндию. Они очень были рады что они спасли свои любимые овощи.