наталья зиборова
Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Основной целью моей работы является формирования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
В связи с этим я выделила следующие задачи:
• Создать условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
• Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Работу по развитию мелкой моторики я провожу в нескольких направлениях
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Для формирования мелкой моторики, в логопедическом кабинете создана особая зона, где расположены:
-сухие бассейны со сменными наполнителями;
-пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами;
-зубные щетки;
-мячики-ежики;
-прищепки;
-шнурки с узелками;
-решетки для раковин;
-разные по величине бусины;
-материал для нанизывания;
-волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
-бусы, четки;
-пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты;
-грецкие орехи и каштаны;
-многогранные карандаши.
Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.
Я использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
В начале обучения я провожу игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.
Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ.
Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации и задания учителя-логопеда.
Для успешной коррекционной работы, я так же тесно сотрудничаю с педагогом – психологом. Вместе с психологом мы разрабатываем консультации, педагогические советы по просвещению педагогов и родителей «проблемных» детей.
С музыкальным руководителем ДОУ осуществляется тесная работа на логоритмических паузах, которые он включает в свои занятия согласно лексическим темам недели.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья.
В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с их детьми.
Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов.
Выполняя различные упражнения пальчиками, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказала благоприятное влияние на развитие речи, подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели гибкость, хорошую подвижность, исчезла скованность движений. Дети при обучении графомоторным навыкам продемонстрировали «уверенные» линии, хороший нажим, успешно справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
1. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детй – М. : Издательство «Гном и Д». 2006.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! - СПб. : Издательский дом "Литера", 2006. - 208 с. :
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Издательский дом "Литера", 2010- 32с.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Старшая группа детского сада. - СПб. : издательский Дом "Литера, 2009. - 64с.
5.. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. - СПб. : издательский Дом "Литера, 2009. - 64с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. - М. : Издательство "Гном и Д", 2003.
7. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб. : КАРО, 2007.
8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М., 1994
9. Токарева С. И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет : игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. - Волгоград: Учитель, 2012.