Надежда Шимко
Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В. М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М. М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Публикация «Проект „Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Каша. Проекты
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Мелкая моторика
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Проблема:
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цель:
поиск эффективных путей развития и коррекции мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Тренировать мелкую моторику рук;
2. Формировать коммуникативные навыки;
3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
4. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
6. Формировать установку на положительное отношение к себе.
Автор проекта : Шимко Н. В.
Тип проекта : краткосрочный.
Сроки проведения: с 02.04-13.04.2018 года.
Участники проекта : дети второй младшей группы №1.
Основная образовательная область: СКР, ХЭР, РР, ПР.
Интеграция образовательных областей: СКР, ХЭР, РР, ПР.
Предполагаемый результат:
1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма;
2. Дети стали четко лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться все части тела человека и животных;
3. Заметные изменения произошли в развитии речи, дети четко стали произносить согласные звуки «р», «л», шипящие и свистящие звуки «с», «ш»; четко стали проговаривать слова, появились в речи предложения, состоящие из 5-6 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Появился диалог, высоко возросла способность отвечать полным предложением на вопрос. Речь стала красива и понятна.
4. Изменения произошли в сенсорном развитии, дети перестали путаться в называниях цветов.
5. Дети закрепили названия геометрических фигур.
6. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.
Таким образом, можно сделать вывод о том, систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики.
Этап Задачи Содержание Сроки Ответственный
I.Подготовительный этап Проводилась предварительная работа с детьми, включающая:
• предметов, на характер изображения.
Цель заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы; подготовка детей к работе. • Рисование на песке простых форм, линии, отдельные предметы простые по композиции (дом, дерево, машина и прочие);
• Рисование на листе бумаги без использования кисти, красок и карандашей простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
• Рисование в воздухе пальцами и ладонями простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
• Рассмотрение с детьми иллюстрации в книгах и журналах
02.04-04.04. воспитатель
II. Организационный этап Цель - познакомить детей со свойствами манной крупы. «Клубочки для бабушки», «Машины едут и гудят».
05.04-08.04. воспитатель
III. Формирующий этап Учить детей рисовать манной крупой, выкрашенной в основные цвета спектра. В работе использовали разнообразные техники рисования на манной крупе. «Кошкин дом», «Добрый доктор Айболит».
«Коврик для кошечки и собачки»,
воспитатель
IV.Итоговый этап Для достижения большего результата использовалась традиционная методика, включающая ряд вопросов: «Что ты рисуешь? Как ты рисуешь? Какой частью кисти рук ты рисуешь? Какого цвета манная крупа тебе нужна для рисования?» 1. Кулаком,
2. Ладонью,
3. Мизинцем,
4. Щепотью,
5. Симметрично двумя руками,
6. Одновременно несколькими пальцами,
7. Ребром большого пальца,
8. Указательным пальцем,
9. Ребром мизинца.
02.04-13.04. воспитатель
Используемая литература:
1. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
2. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
3. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.
5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.