Анна Пирогова
Самообразование «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики кисти и пальцев рук у ребенка.
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Публикация «Самообразование „Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Говоря о развитии моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тестопластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики.
Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.
Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.
Тестопластика в детском саду имеет массу преимуществ перед другими видами творчества: дешевизна расходных материалов; простота создания фигур; маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться долго; широкие возможности для творчества. Тестопластика постепенно знакомит с различными формами, текстурами, размерами, стимулирует эстетическое и умственное развитие. В работе используются безопасные красители. В перерывах на занятиях предусмотрены пальчиковые гимнастики, физкультурные минутки, что способствует получению положительных эмоций от общения и творческого процесса.
С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции.
Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.
Цель:
- развитие мелкой моторики и координации движения рук посредством тестопластики;
- совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие.
Научить владеть тестом : замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить, правильным способам выполнения приемов лепки и использованию различных инструментов в работе с ним.
Развивающие.
Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность, эстетический вкус, расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Принципы работы:
-системность занятий;
-поэтапность работы;
-доступность материала;
-индивидуальность;
-интеграция с другими видами деятельности.
Формы работы с детьми:
-наглядный показ и «проговаривание» этапов лепки (как перед началом занятий, так и в процессе);
-экспериментирование с художественными материалами и способами;
-использование стихов, пальчиковых игр, физкультурных минуток;
- индивидуальный подход;
- анализ детских работ.
Прогнозируемые результаты:
-развитая мелкая моторика рук;
-умение творчески мыслить;
-умение применять знания, способы и приемы лепки на практике и в самостоятельной деятельности;
-умение работать в коллективе.
-использование литературы по данной теме (см. список литературы);
-иллюстрации, тематический подбор открыток, варианты образцов выполнения заданий по темам, наглядно-дидактические пособия по лепке.
Форма отчётности:
- подготовить выступление перед педагогами на педагогическом совете;
- подготовить консультацию для родителей по теме самообразования: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»;
-выставки работ.
Для работы необходимы материалы и инструменты, которые имеются в наличии детского сада: тесто (Плей до, дощечки для лепки, скалка, стеки, кисточки, краски, шаблоны, трафареты, формочки, тряпочки, емкости для воды, трубочки для отпечатков, палочки, картон, клей ПВА.
Для того чтобы получить тесто (или по-другому Плей до) нам понадобится:
1 стакан муки, 1 стакан воды, 2 ст. л. растительного масла, 0.5стакана мелкой соли, 1 ч. л. лимонного сока или пищевой лимонной кислоты в порошке, пищевые красители (можно для яиц).
Смешиваем все в ёмкости, и выливаете в сковородку с антипригарным покрытием. Можно обойтись и обычной кастрюлькой. Сковородку ставим на медленный огонь и периодически помешиваем или переворачиваем чуть схватившийся блин. Буквально через несколько минут масса станет густой, плотной и перестанет липнуть к рукам.
Такая масса может храниться очень долго, поэтому есть смысл сделать ее побольше. Добавляем красители, или оставляем массу бесцветной для дальнейшего раскрашивания. При желании можно добавить к массе аромат: ванилин, корицу.
Невероятно нежное, совсем не липнет к рукам, не надо изнурительно разминать перед тем, как дать ребенку, легко смывается водой, долго не сохнет, а главное - безопасное. Никакой страшной химии!
План работы:
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. «Вот так тесто!»
Цель: познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.
Практическая работа: разминание.
ЗАНЯТИЕ 2. «Путешествие в Круглую страну»
Цель: вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм, развивать тактильную чувствительность.
Практическая работа: обследование предметов округлой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 3. «Солнышко»
Цель: продолжать знакомить детей с формой шара (скатывать шар, расплющивать его в диск); учить формообразующему движению – скатывание жгутика; развить мелкую моторику, мышление, воображение.
Практическая работа: лепка круглой формы и лучиков жгутиков (движением руки вперед – назад).
ЗАНЯТИЕ 4. «Бублики»
Цель: учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.
Практическая работа: лепка из цветного теста.
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 5. «Елка» (налеп из теста)
Цель: продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке.
Практическая работа: лепка из разноцветного теста знакомых форм; украшение елочки из картона.
ЗАНЯТИЕ 6. «Новогодние игрушки»
Цель: учить раскатывать тесто, самостоятельно применять в лепке формочки для вырезания.
Практическая работа: лепка игрушек с использованием различных формочек, украшение макаронными изделиями интересных форм.
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ 7. «Зимние забавы» (Снеговик)
Цель: развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки.
Практическая работа: лепка снеговика из нескольких шаров разных размеров, декорирование.
ЗАНЯТИЕ 8. «Фрукты»
Цель: учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера).
Практическая работа: лепка фруктов из цветного теста.
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 9. «Подарок папе»
Цель: вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику
Практическая работа: лепка самолета.
ЗАНЯТИЕ 10. «Подарок мамочке»
Цель: воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком); закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику.
Практическая работа: украшение готового шаблона (цифра «8»).
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 11, 12 «Гусеница» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому); учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера.
Практическая работа: 1 занятие: лепка листика из теста; совместная лепка гусеницы. 2 занятие: раскрашивание гусеницы.
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ 13. «Ежик из шишки»
Цель: учить детей формообразующему движению - скатыванию капельки, вырабатывать умение лепить мелкие детали; развивать композиционные умения.
Практическая работа: лепка ежика (туловище из шишки).
ЗАНЯТИЕ 14. «Угощение для кукол»
Цель: упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания; использовании для украшении поделки.
Практическая работа: изготовление крендельков, бубликов, конфет.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 15. «Колобок на окошке» (коллективная лепка)
Цель: закрепить различные приемы лепки; создание коллективной работы по мотиву русской народной сказки «Колобок».
Практическая работа: лепка на плоскости.
ЗАНЯТИЕ 16. «Одуванчик»
Цель: вырабатывать у детей умение применять в работе знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание, расплющивание); развивать внимание, мелкую моторику.
Практическая работа: лепка цветка по образцу.
Список литературы:
1. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.
2. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М. :Изд. дом «КАРАПУЗ», 2008.
3. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.
4. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.
5. Хананова И. Н. «Соленое тесто».- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
6. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста».- Издательство ЭКСМО, 2010.
7. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.