Елена Николаевна Куликова
Педагогическая концепция «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
Педагогическая концепция по теме
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Куликовой Елены Николаевны,
Публикация «Педагогическая концепция „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
воспитателя второй младшей группы
д. Торосово
2015 год
Я, Елена Николаевна Куликова, работаю в детском саду 4 года. закончила ЛГУ имени А. С. Пушкина по специальности учитель дефектолог.
На протяжении многих лет отмечается спад рождения абсолютно здоровых детей. Так, в 2010 году 98% новорожденных имели какую-либо патологию. Так же в последние годы большое внимание исследователей привлекает неблагоприятные социально – психологические факторы. Недостаточная эмоциональная и сенсорная удовлетворенность детей существенно влияют на речевое развитие ребенка. В связи с этим растет число детей с проблемами в общем развитии и развитии речи, и актуальность профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из главных задач, стоящих перед родителями и дошкольными учреждениями, так как овладение речью тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Известный педагог Е. И. Тихеева указывала, что родной язык, его развитие должны быть поставлены в основу воспитания.
В дошкольных учреждениях активно ведется работа по развитию речи детей, однако, как показывает практика, уровень развития речи детей, в большинстве своем, остается на уровне не выше среднего.
Речь - это высшая психическая функция человека. Давно известно, что формирование речи тесно связанно с развитием мелкой моторики.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с мелкой моторикой рук. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Ученый И. П. Павлов также придавал тактильным ощущением большое значение, «ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление». Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все что есть в человеке невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку.
В. М. Бехтерев также пришел к выводу о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.
Таким образом доказано, что для развития речи ребёнка нужно развивать его руки, кисти, ручные умения или, как принято называть, мелкую моторику рук.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Как доказали ученые, если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка очень много.
В нашем детском саду на протяжении многих лет одной из годовых задач является развитие речи детей. Для решения данной задачи каждый педагог выбирает свои методы и способы в соответствии с возрастным составом и особенностями группы.
Наблюдая за деятельностью детей второй младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитии мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук, неуверенность действий, слабый тонус мышц рук, слабый захват. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. Несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда : разнообразная наполняемость материалами центра сенсорного развития (мозаика, пирамидки, втыкалочки, различные дидактические игры и др., центра строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки, бросовый материал и др., театрально - музыкального центра (пальчиковые театры, разно фактурные куклы и др.). Результаты диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования представленного материала.
Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики рук как средство повышения эффективности процесса формирования речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику рук путем использования традиционных и нетрадиционных способов.
2. Развивать речь детей, мышление, память, воображение.
3. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. Считается, что до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).
В группу входят дети ранее посещавшие детский сад, и вновь прибывшие, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
Для решения поставленных задач в работе я использую:
1. Традиционные способы (пальчиковые игры, упражнения, развивающие мелкую моторику, пальчиковый театр, массаж и т. д.).
2. Нетрадиционные способы (игры с прищепками, использование самодельных массажеров, дидактические сенсорные панно, крупы, емкости разной формы и объемов, одноразовые ложки, вилки, зубные щетки, «обводки», «штриховки», «соединялки» и т. д.).
Считаем, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используем следующие приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- использование сюрпризных моментов, приход персонажа, сказочных сюжетов и т. д. Это дает возможность привлечь внимание ребенка, заинтересовать и провести игру и упражнение в непринужденной радостной обстановке;
- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтоб она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор» (из камешков, «Ниткопись», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое).
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Я использую их в непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной, индивидуальной деятельности детей, как физминутки, на прогулках, и во время режимных моменто.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые мы используем в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Использую в работе и ниткопись. Такой способ развития моторики мы только начали. Сначала мы начали делать простые контуры: “Круг”, “Солнышко”. В дальнейшем рисунок будет усложняться.
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Мы ее мнем, рвем, разглаживаем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) я нашла не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу, «Письмо на крупе».
Считаю, что все игры и упражнения, которые я провожу с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, организована фотовыставка, которая периодически меняется. Проводятся родительские собрания и консультации на темы: «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки ребенка к письму», «Развитие мелкой моторики с учетом гендерных особенностей детей» в нетрадиционной форме. На таких собраниях родителям не только демонстрируем работы детей, но и показываем компьютерные презентации, по которым они видят, как трудятся их маленькие дочки и сыночки. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, я уверенно и целенаправленно иду вперед к ее достижению.
Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детками, я заметила положительную динамику, которую подтвердили контрольные срезы, а главное – умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки.
Кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными, что и способствует формированию навыков самообслуживания.
Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивают мелкую моторику рук, что в дальнейшем дети смогут быстро научться пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, я продолжаю добиваться поставленной цели.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
В дальнейшем планирую продолжать работу по развитию мелкой моторики рук до выпуска данных детей в школу. С каждым переходом в новую группу планирую изменять и дополнять развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики. Со временем предполагаю ввести новые сюжетно-ролевые игры с атрибутами и реквизитами, решающими поставленные задачи, учитывая гендерный подход. Буду продолжать работать над сомообразованием по данной теме и искать новые пути и методы развития мелкой моторики детей дошкольного возрасти.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Используемая литература:
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2006 г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г.
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2009.
Материалы сети Интернет.