Получи документы

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»

Светлана Анатольевна Антон
Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1

Перспективный план работы по самообразованию воспитателя

Антон Светланы Анатольевны

на 2017-2018 учебный год

Тема: «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»

г. Наро-Фоминск, 2017 год

Пояснительная записка

Публикация «Перспективный план работы по самообразованию „Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти, зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Крупная моторика развивается посредством игр и физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты, махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук. Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику : грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию моторики нужно с самого раннего возраста.

ЦЕЛЬ: Развитие и укрепление общей моторики у детей реннего дошкольного возраста в играх, упражнениях.

ЗАДАЧИ:

Развивать согласованность обеих рук;

Развивать мелкую моторику пальцев;

Развивать общую моторику, координацию движений;

Развивать навыки работы с сыпучим материалом, песком, пластилином;

Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);

Развивать мышление, воображение;

• Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Средства развития мелкой и общей моторики :

• Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)

• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;

• Занятия по рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;

• Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту.

Календарно-тематический план

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

• Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития моторики.

• Составить картотеку пальчиковых игр.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупы, ракушки и т. д.)

• Дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

«Пальчиковый игротренинг» :

• Игры с пальчиками;

• Пальчиковые игры со стихами;

• Физкультминутки;

• Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;

• Игры с персонажами пальчикового театра.

2 Лепка из пластилина с использованием природного материала: гороха, фасоли, и т. д;

3. Ручной труд и развитие мелкой моторики :

• Нанизывание бус из макарон;

• Расстёгивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок;

4. Развивающие игры :

• Мягкий конструктор;

• Пазлы, мозаика;

• Игры с прищепками, пуговицами.

5. Подвижные игры:

• На развитие ходьбы, бега;

• Навыки метания, прыжки;

Родители:

- осведомлённость о понятии «мелкая моторика»;

- понимание важности данной проблемы;

- знание игр и упражнений по развитию общей и мелкой моторики у ребёнка.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:

Сентябрь:

Занятие 1.

«Моя семья»

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!

(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)

Занятие 2.

«Ладушки-ладошки»

• Ладушки-ладушки, где были?

• У бабушки!

• Что ели?

• Кашку?

• Что пили?

• Бражку!

(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)

• Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)

• Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)

• Попили, поели (Снова гладим животик.)

• И домой улетели! (Машем руками.)

Октябрь:

Занятие 1.

«Мышонок»

• Сел мышонок на масленок,

(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)

• А масленок – липкий гриб.

(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)

• Посидел на нем мышонок

(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)

• И прилип, прилип, прилип!

(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)

Занятие 2.

«Про бабку»

• Жила-была бабка! (Руки в боки.)

• Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)

• Захотелось бабке (Снова руки в боки.)

• Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)

• И купила бабка (Руки в боки.)

• Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)

• Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)

• Жила-была бабка… (Руки в боки.)

Ноябрь:

Занятие 1.

«Два медведя»

• Сидели два медведя

На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)

• Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)

• Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)

• Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)

• Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)

• Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)

• Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.)

Занятие 2.

«Рыбки»

• Рыбки в озере плескались

В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)

• То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)

• Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)

• То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)

Декабрь:

Занятие 1.

«Белка»

• Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)

• Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)

• Воробью, синичке,

• Мишке толстопятому,

• Заиньке усатому.

Занятие 2.

«Елочка»

• Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)

• Шишечки, (Показываем кулачки.)

• Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)

• Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)

• Фонарики, (Показываем «фонарики».)

• Зайчики (Показываем ушки зайчика.)

• И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)

• Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)

• Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)

Январь:

Занятие 1.

«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»

• 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)

• Этот пальчик в лес пошел,

• Этот пальчик гриб нашел,

• Этот пальчик чистить стал,

• Этот пальчик жарить стал,

• Ну а этот взял и съел,

• Потому и растолстел!

(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)

Занятие 2.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)

Февраль:

Занятие 1.

«У оленя дом большой»

• У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)

• Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)

• Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)

В дверь к нему стучится:

• Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)

• Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)

• Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)

• Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)

Занятие 2.

«Кошка»

• Вот кулак! (Показываем кулачок.)

• А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)

• Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)

• Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)

• Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)

Март:

Занятие 1.

«Капуста»

• Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)

• Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)

• Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)

• Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)

Занятие 2.

«Тетери»

• Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)

• Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)

• Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

• Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. Затем машем кистями рук – «улетели».)

Апрель:

Занятие 1.

«Паучок»

• Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)

• А за ним бежали детки,

Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)

• Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)

Занятие 2.

«Кот на печи»

• Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)

• Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)

Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)

• Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)

• На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)

• Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)

• Все на котика глядят

И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)

Май:

Занятие 1.

«Заяц и ежик»

• Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

• Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)

• Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)

Занятие 2.

«Репка»

• Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)

• Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)

• Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)

• Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)

• Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)

• Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)

• Ух! (Расцепили пальчики.)

• Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)

Самомассаж ладоней : «Дождик», Растирание: «Ручки греем», «Добываем мы огонь», «Раскатаем колобок», «Крепко пальчики сожмем»

Игры с предметами и материалами :

Игра с прищепками

«Дождик», «Солнышко», «Ежик».

Знакомство

с кинетическим песком

Упражнение «Здравствуй песок» Игра «Песочные каракули»

Шнуровка Игра «Бусы», «Пирамидка»

Ожидаемые результаты :

Способствовать развитию у детей раннего дошкольного возраста мелкой и общей моторики :

Общая моторика :

Высокий уровень: Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, сохраняя равновесие. Умеет ползать, лазать. Разнообразно действовать с мячом (бросать, держать, переносить, класть, брать, катать). Большинство осваиваемых движений выполняется ребёнком активно.

Средний уровень: Уверенно с небольшой помощью выполняет основные движения, соблюдает нужное направление, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе. Движения ребёнка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и напряженны.

Низкий уровень: Движения ребёнка – импульсивные, напряженные, скованные, плохо скоординированы (в ходьбе, беге) отстаёт от общего темпа выполнения упражнений активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.

Мелкая моторика :

Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать при поддержке и побуждении взрослого.

Список литературы:

Ермакова О. С. «Пальчиковые игры для детей» –, 2016 г.

Бодраченко И. В. «Озорные пальчики» –, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2016 г.

Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2015г.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. : Родничок, 2012.

Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников, 2016г.

Картушина М. Ю. «Забавы для малышей» –, Москва «Творческий центр», 2017 г.

Костраба Д. А. «Пальчиковые игры для малышей», 2015 г.

Литвинова М. Ф. «Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни», 2017г.

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» МОУ-СОШ №6 г. Маркса структурное подразделение МДОУ – д/с №16 г. Маркса План по самообразованию Тема:«Развитие мелкой моторики.

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Степановой Е. С. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» Цель:.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год воспитателя I квалификационной категории подготовительной логопедической группы Зубковой.

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей группы. 2017 -2018 учебный год. МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И..

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Цели: - развитие мелкой моторики и координации.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство по теме самообразования. Задачи: 1. Изучить научно-методическую.

План работы по самообразованию. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Месяц ФОРМА РАБОТЫ Срок отчета Сентябрь Подбор литературы по теме Составление картотеки Октябрь Организация уголка сенсорного развития.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей. - Развивать.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 20:47
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Анатольевна Антон (УИ 505848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД