Светлана Анатольевна Антон
Перспективный план работы по самообразованию «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1
Перспективный план работы по самообразованию воспитателя
Антон Светланы Анатольевны
на 2017-2018 учебный год
Тема: «Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста»
г. Наро-Фоминск, 2017 год
Пояснительная записка
Публикация «Перспективный план работы по самообразованию „Развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти, зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Крупная моторика развивается посредством игр и физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты, махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук. Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику : грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.
Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию моторики нужно с самого раннего возраста.
ЦЕЛЬ: Развитие и укрепление общей моторики у детей реннего дошкольного возраста в играх, упражнениях.
ЗАДАЧИ:
• Развивать согласованность обеих рук;
• Развивать мелкую моторику пальцев;
• Развивать общую моторику, координацию движений;
• Развивать навыки работы с сыпучим материалом, песком, пластилином;
• Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);
• Развивать мышление, воображение;
• Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Средства развития мелкой и общей моторики :
• Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;
• Занятия по рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;
• Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту.
Календарно-тематический план
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития моторики.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы :
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупы, ракушки и т. д.)
• Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
«Пальчиковый игротренинг» :
• Игры с пальчиками;
• Пальчиковые игры со стихами;
• Физкультминутки;
• Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
• Игры с персонажами пальчикового театра.
2 Лепка из пластилина с использованием природного материала: гороха, фасоли, и т. д;
3. Ручной труд и развитие мелкой моторики :
• Нанизывание бус из макарон;
• Расстёгивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок;
4. Развивающие игры :
• Мягкий конструктор;
• Пазлы, мозаика;
• Игры с прищепками, пуговицами.
5. Подвижные игры:
• На развитие ходьбы, бега;
• Навыки метания, прыжки;
Родители:
- осведомлённость о понятии «мелкая моторика»;
- понимание важности данной проблемы;
- знание игр и упражнений по развитию общей и мелкой моторики у ребёнка.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:
Сентябрь:
Занятие 1.
«Моя семья»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
Занятие 2.
«Ладушки-ладошки»
• Ладушки-ладушки, где были?
• У бабушки!
• Что ели?
• Кашку?
• Что пили?
• Бражку!
(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)
• Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)
• Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)
• Попили, поели (Снова гладим животик.)
• И домой улетели! (Машем руками.)
Октябрь:
Занятие 1.
«Мышонок»
• Сел мышонок на масленок,
(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)
• А масленок – липкий гриб.
(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)
• Посидел на нем мышонок
(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)
• И прилип, прилип, прилип!
(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)
Занятие 2.
«Про бабку»
• Жила-была бабка! (Руки в боки.)
• Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)
• Захотелось бабке (Снова руки в боки.)
• Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)
• И купила бабка (Руки в боки.)
• Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)
• Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)
• Жила-была бабка… (Руки в боки.)
Ноябрь:
Занятие 1.
«Два медведя»
• Сидели два медведя
На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)
• Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)
• Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)
• Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)
• Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)
• Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)
• Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.)
Занятие 2.
«Рыбки»
• Рыбки в озере плескались
В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)
• То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)
• Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)
• То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)
Декабрь:
Занятие 1.
«Белка»
• Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)
• Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)
• Воробью, синичке,
• Мишке толстопятому,
• Заиньке усатому.
Занятие 2.
«Елочка»
• Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)
• Шишечки, (Показываем кулачки.)
• Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)
• Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)
• Фонарики, (Показываем «фонарики».)
• Зайчики (Показываем ушки зайчика.)
• И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)
• Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)
• Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)
Январь:
Занятие 1.
«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»
• 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)
• Этот пальчик в лес пошел,
• Этот пальчик гриб нашел,
• Этот пальчик чистить стал,
• Этот пальчик жарить стал,
• Ну а этот взял и съел,
• Потому и растолстел!
(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)
Занятие 2.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)
Февраль:
Занятие 1.
«У оленя дом большой»
• У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)
• Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)
• Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)
• В дверь к нему стучится:
• Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)
• Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)
• Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)
• Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)
Занятие 2.
«Кошка»
• Вот кулак! (Показываем кулачок.)
• А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)
• Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)
• Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)
• Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)
Март:
Занятие 1.
«Капуста»
• Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)
• Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)
• Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)
• Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)
Занятие 2.
«Тетери»
• Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)
• Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)
• Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)
• Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. Затем машем кистями рук – «улетели».)
Апрель:
Занятие 1.
«Паучок»
• Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)
• А за ним бежали детки,
Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)
• Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)
Занятие 2.
«Кот на печи»
• Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)
• Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)
Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)
• Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)
• На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)
• Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)
• Все на котика глядят
И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)
Май:
Занятие 1.
«Заяц и ежик»
• Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
• Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)
• Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)
Занятие 2.
«Репка»
• Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)
• Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)
• Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)
• Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)
• Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)
• Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)
• Ух! (Расцепили пальчики.)
• Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)
Самомассаж ладоней : «Дождик», Растирание: «Ручки греем», «Добываем мы огонь», «Раскатаем колобок», «Крепко пальчики сожмем»
Игры с предметами и материалами :
Игра с прищепками
«Дождик», «Солнышко», «Ежик».
Знакомство
с кинетическим песком
Упражнение «Здравствуй песок» Игра «Песочные каракули»
Шнуровка Игра «Бусы», «Пирамидка»
Ожидаемые результаты :
Способствовать развитию у детей раннего дошкольного возраста мелкой и общей моторики :
Общая моторика :
Высокий уровень: Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, сохраняя равновесие. Умеет ползать, лазать. Разнообразно действовать с мячом (бросать, держать, переносить, класть, брать, катать). Большинство осваиваемых движений выполняется ребёнком активно.
Средний уровень: Уверенно с небольшой помощью выполняет основные движения, соблюдает нужное направление, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе. Движения ребёнка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и напряженны.
Низкий уровень: Движения ребёнка – импульсивные, напряженные, скованные, плохо скоординированы (в ходьбе, беге) отстаёт от общего темпа выполнения упражнений активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.
Мелкая моторика :
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы.
Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.
Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать при поддержке и побуждении взрослого.
Список литературы:
Ермакова О. С. «Пальчиковые игры для детей» –, 2016 г.
Бодраченко И. В. «Озорные пальчики» –, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2016 г.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2015г.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. : Родничок, 2012.
Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников, 2016г.
Картушина М. Ю. «Забавы для малышей» –, Москва «Творческий центр», 2017 г.
Костраба Д. А. «Пальчиковые игры для малышей», 2015 г.
Литвинова М. Ф. «Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни», 2017г.