Получи документы

Перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет

Надежда Орлова
Перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Месяцы

Недели

Этапы

Цели и задачи Виды упражнений Содержание упражнений Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнений

Сентябрь. I этап (4 недели)

Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания

3 Упражнения

1, 2, 3, 4 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Публикация «Перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно. «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например:«Качели - вверх, качели - вниз, крепче, куколка, держись!»

4 Упражнения

1, 2, 3, 4 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

«Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох)

Октябрь

1 Упражнения

1, 2, 3, 4 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 2).

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

«Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

2 Упражнения

1, 2, 3, 4 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом. «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

ІІ этап (12-14 недель)

Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей

Первый комплекс упражнений

Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук

3 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 1. Выполнение пары «быстрых вдохов»

Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух»

4 Упражнения

1, 2, 3, 4,5, 6 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу - быстрому движению руки вверх.

В качестве примера приводим два текста.

Текст 1

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенъка-дружок,

Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).

Текст 2

Мышки водят хоровод,

На диване дремлет кот.

И мышиный хоровод

Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда)

«Кот понюхал нас! Ура!

Разбегайся детвора!»

Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает движения руки словами: «нюх-нюх»

Ноябрь

1 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис. 5).

Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

«Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.

Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем. (Возврат головы - в исходное положение, выдох.)

Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.)

Логопед показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

2 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч.

«Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.

Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

3 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

«Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.

4 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу (рис. 8).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

«Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

Логопед показывает упражнение целиком.

Декабрь.

Второй комплекс упражнений

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы

1 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9).

Исходное положение: стоя в колонну по одному. «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" - раз.

Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

2 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

«На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

3 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 11).

Исходное положение: стоя в колонну по одному. «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх".

Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

4 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 12).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

«На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я».

Логопед показывает упражнение целиком.

Январь

2 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Исходное положение: стоя в колонну по одному. «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

3 Упражнения

1, 2, 3, 4, 5, 6 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух (рис. 14).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

«На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

Третий комплекс упражнении

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких

4 Упражнения

1, 2, 3 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис. 15).

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.

«В лесу стало совсем холодно и надо согреться.

Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы со греться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение.

Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть "мягкие", не напряженные. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите».

Логопед показывает упражнение целиком и продолжает: «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" - быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" - снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

Февраль

1 Упражнения

1, 2, 3 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох (рис. 16).

Исходное положение: см. предыдущее упражнение. «На счет "раз" - быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их.

На счет "два" - сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

2 Упражнения

1, 2, 3 3. Выполнение «быстрых вдохом» при наклонах туловища и движениях

рук (имитация накачивания шины) (рис. 17).

Исходное положение: стол, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»). «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед — "нюх" -раз. Чуть выпрямились.

Еще наклон - "нюх" - два.

Теперь выпрямились, отдыхаем - три, четыре, пять».

Логопед показывает упражнение целиком.

Ill этап (8 недель)

Развитие фонационного выдоха

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха

3 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э). Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А. " (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А.) Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех. Следите за моими руками».

4 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).

Исходное положение: произвольное. «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух.) Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

Март

1 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.

Затем будем медленно опускать руки и петь звук А.

Посмотрите и послушайте, как я пою. (Логопед показывает упражнение.) А теперь давайте споем вместе».

2 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.

Послушайте, как это у теня получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У.)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз». Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.

Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом

вместе с движением руки вверх. На вы дохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У.)

А теперь вместе погудим, как маленький кий паровоз».

3 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И.) А теперь вместе порычим, как большой медведь». Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И.) А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».

4 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 6. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.

Длительность пения не фиксируется.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ.)

А теперь поем вместе. Давайте попробуем спросить на волшебном языке: "Как дела?"»

Апрель

1 Упражнения

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7 7. Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе ГЛАСНОГО звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха.)

Исходное положение: произвольное. «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте. Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: "Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку". Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: "А!" Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: "У-у", она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей. Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? По тому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка все сделала правильно - вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Логопед быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз.)

А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным.

У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали!»

IV этап (5 недель)

Развитие речевого дыхания

Цель: развитие собственного речевого дыхания.

Первый комплекс упражнений (1 неделя)

2 Упражнения 1,2 Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т. д.)

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т. д.)

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА».) А теперь произносим вместе».

Второй комплекс упражнений (2 недели)

3 Упражнения 1,2 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А».) А теперь произносим все вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.

4 Упражнения 1,2,3 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

2. Выполнение ротового вдоха и па выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

1. «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А».) А теперь произносим все вместе».

2. «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

3. Инструкция: аналогична данной в предыдущем упражнении.

Май

Третий комплекс упражнений (1 неделя)

1 Упражнения

1, 2, 3 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

2. Выполнение ротового вдоха и па выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУМЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т. д. 1. «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А».) А теперь произносим все вместе».

2. «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Четвертый комплекс упражнений (1 неделя)

2 Упражнение 1 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

«Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: "МИЛА ЕЛА КАШУ"».

«Что нарисовано на картинке? Правильно, груша. А теперь послушайте, как я ска жу: МАША ЕЛА КАШУ И ГРУШУ (Логопед выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: "Маша ела кашу и. ", показывает на картинку и заканчивает фразу: ". грушу".)

А теперь повторим все вместе».

Пятый комплекс упражнений (1 неделя)

3 Упражнения 1. 2 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

2. Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме.

1. «Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». ( Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня.», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «. громко плачет.». Небольшая пауза (1-2 сек). Логопед быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «. Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.)

2. «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом. (Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.) А теперь произнесем все вместе:

Тренировка произнесения стихотворных текстов продолжается на логопедических занятиях и дома. Рекомендуется разучивание новых стихотворений, прого-варивание стихотворных текстов при маршировании, под музыку и пр.

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ, УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК. ТИШЕ, ТАНЕЧКА. НЕ ПЛАЧЬ НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ

V этап (1 неделя)

Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

4 Упражнения 1, 2, 3, 4 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

2. Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме.

3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.

4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т. п.).

1. «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.) «Это яблоко». ( Небольшая пауза: 1-2 сек.)

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку:

2. «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:

(Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.) Теперь произнесем все вместе».

При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.

3. «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: "НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И. " (Логопед показывает грушу. Дети хором отвечают: "ГРУША".)»

4. «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе.

Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Логопед взмахивает рукой, и ребенок начинает называть картинки или предметы. Логопед плавно опускает руку по мере проговаривания ребенком слов.)

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста Сентябрь. 1. Русская народная сказа в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка». Программное содержание. Формировать умение воспринимать образное.

Перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста (1,5–2 года)Перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста (1,5–2 года) Перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста (1,5 – 2 года).Планирование составлено в соответствии с программой.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группеПерспективное планирование по развитию речи в старшей группе Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе. СЕНТЯБРЬ 1неделя В. В. Гербова стр. 34-35 Тема: Мы воспитанники старшей группы.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1 Октябрь 1. Диалог и монолог. Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 2 Февраль. 1. Транспорт для сказочного друга (описание) Цель: упражнять в умении описывать предметы в определённой логике (название, внешние.

Перспективное планирование по развитию речи (ЗКР) в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1 Октябрь. 1. Гласный звук. Цель: знакомить детей с понятием «гласный звук»; учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением;.

Перспективное планирование по развитию речи (ЗКР) в старшей группе по программе «Радуга». Часть 2 Февраль. 1. Звуки [з], [з']. Цель: упражнять в дифференциации этих звуков и нахождении места звука в слове; упражнять в согласовании порядковых.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 21:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Орлова (УИ 727892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД