Татьяна Корепанова
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Октябрь
1. Диалог и монолог.
Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог и монолог.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Оборудование: тексты произведений, содержащие монологическую и диалогическую речь.
2. Диалогические сказки.
Цель: знакомить с разновидностью сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказки В. Бианки «Лис и мышонок».
Оборудование: иллюстрации из сказок, сказки Н. Сладкова из сборника «Сорочьи тараторки»; ширма и театр (герои: жар-птица и берёза).
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе „Радуга“, Часть 1» размещена в разделах
3. Как звери друзей искали.
Цель: определить диалогическую позицию детей в группе (выявить коммуникативно активных и коммуникативно пассивных).
Предварительная работа: беседа «Дикие и домашние животные».
Оборудование: иллюстрации из сказок, набор животных.
4. Монолог. Описание и повествование.
Цель: рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в умении различать описание и повествование.
Предварительная работа: чтение рассказов.
Оборудование: отрывки из произведений с образцами текстов.
5. Последовательность.
Цель: напомнить детям о понятии «последовательность» и его роли в жизни людей; рассказать о роли понятия «последовательность» в речевом общении людей.
Предварительная работа: Чтение «Приключения Незнайки» Н. Носова.
Оборудование: набор картинок, изображающих различную последовательность.
Ноябрь
1. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 1.
2. Описание.
Цель: учить детей определять и называть объект речи при описании, упражнять в умении соотносить описание с объектом речи (художественное описание).
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых присутствует описание.
Оборудование: картинки: одежда одного цвета и с одинаковым украшением, дети (мальчик и девочка) в одинаковой одежде, щенок-далматинец и котёнок, различные бабочки.
3. Описание.
Цель: учить детей выбирать начало и направление описания, знакомить с элементарными направлениями описаний: слева направо, справа налево.
Предварительная работа: чтение рассказов, содержащих описание помещения.
Оборудование: картинки с предметами-игрушками для вывешивания на доске, магниты.
4. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 2.
Декабрь
1. Описание.
Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направления описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания сверху вниз и снизу вверх.
Предварительная работа: чтение рассказов про новогоднюю ёлку.
Оборудование: полоски с прорезями и набор различных картинок к ним (ёлочные игрушки); картинки: новогодняя ёлка, три матрёшки.
2. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: бумажные универсальные шапочки, набор фигур (объектов и предметов).
3. Описание.
Цель: закреплять представления детей о правилах составления описательных высказываний (называть объект речи, выбирать и поддерживать последовательность перечисления); знакомить с новой последовательностью перечисления – по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых содержится описание.
Оборудование: набор предметных картинок, кружок и круговые стрелки, картинка с изображением жилой комнаты; новогодняя ёлка с прорезями и набором игрушек к ней.
4. Описание.
Цель: упражнять детей в описании предметов.
Предварительная работа: повторение логического порядка при описании предмета.
Оборудование: набор предметов для описания.
Январь
1. Портрет моего сказочного друга (описание).
Цель: закреплять умение детей составлять описательные высказывания.
Предварительная работа: чтение «Мойдодыр» К. И. Чуковского.
Оборудование: иллюстрации к произведению «Мойдодыр», к народным сказкам, цветные карандаши, листы бумаги на каждого.
2. Сказочные дома (описание).
Цель: упражнять детей в умении составлять монологические высказывания на основе описания интерьеров; работать над лексическим значением слов дом, изба, терем.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных домов.
Оборудование: иллюстрации домика, избушки, теремка, альбомные листы, цветные карандаши.
3. Подарок для сказочного друга (описание).
Цель: упражнять детей в составлении описательных высказываний, придерживаясь логики описания предметов (название, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов).
Предварительная работа: рассматривание игрушек на выставке.
Оборудование: игрушки с выставки, альбомные листы, цветные карандаши.