Приложение МААМ

«Знакомство с избой». Познавательное развитие в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Череватая Юлия
«Знакомство с избой». Познавательное развитие в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие в средней группе

по нравственно – патриотическому воспитанию

Тема «Знакомство с избой»

Актуальность.

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна, необходимо чтобы ребенок осознал уникальность своего народа, знал историю своей страны, полюбил свою родину.

С первых лет жизни ребенка необходимо приобщат его к культуре, общечеловеческим ценностям, это помогает заложить в нем фундамент нравственности и патриотизм. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

При чтении русских народных сказок детей заинтересовал вопрос: Что такое изба? Поэтому мы решили познакомить детей с традициями нашего народа, историей русского быта, устройством деревенской избы, разнообразием предметов домашнего быта.

Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Задачи:

• Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами поговорками.

• Развивающие: развивать социально – коммуникативные умения с помощью народных игр.

• Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, прививать любовь к Родине.

Словарная работа: активизировать самостоятельные рассуждения речи детей, поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Виды детской деятельности: игровая;коммуникативная;восприятие художественной литературы; познавательно – исследовательская; двигательная; художественно – творческая; продуктивная.

Методы:

• наглядные (выставка атрибутов русской избы;

• словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потешек);

• практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Средства: русский народный костюм, записи русских народных песен, баранки, клубочек. Материалы для работы с тестом, тесто, предметы домашнего обихода (печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук).

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

Ход занятия:

Звучит музыка «А в доме горит огонек»

Кот: Дети посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю (поклонились).

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

Кот: Ребята, а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.

Кот: Здравствуй хозяюшка.

Хозяйка: Гость на порог – хозяину радость. Сядем рядком поговорим ладком.

Загадка:

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это (дом).

(Слайды многоэтажного дома и деревянного дома.)

Хозяйка: Ребята, что это? (дом). Правильно, это дом, посмотрите, какие бывают разные дома.

Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома из бревен (бревенчатый дом).

- А как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Хозяйка: Я ждала вас, гости дорогие нарядилась, в сарафан свой облачилась. А вы хотите быть такими же нарядными? Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут…. (сундук)

Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки).

Кот: Давайте поиграем!

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)

Пироги в печи пекутся, (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони верх)

Они в руки не даются. (Выпрямляют, прячут руки за спину)

Хозяйка: Сядем рядком и поговорим ладком. И ты котик садись, отдыхай. Загадаю вам загадку, вы найдите мне отгадку.

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

Хозяйка: Правильно это печь. Печка – наша поилица и кормилица, тело - согревательница. В старину говорили: «Без печи – не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, а как вы думаете, чем можно растопить печку?

Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Хозяйка: Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможет. (Звучит звук костра)

Физкультминутка:

(дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочком вперед, взмахи в верх и в низ.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Кот: Молодцы, ребятки! Славно потрудились! Теперь в нашей избе стало тепло. Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?

Хозяйка: Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

И баранки испечем!

Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»

Хозяйка: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (Хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в ней соленое тесто, скатанное в шарик.)

А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребятки, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят баранки и выкладывают на поднос под музыку).

Кот: Молодцы! Какие красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись.

(Хозяйка подводить детей к столу, где стоит самовар.).

Хозяйка: Ребята, послушайте загадку, да найдите отгадку:

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо. (Самовар)

Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепочки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

Баранки наши поспели угощайтесь. (достать поднос с готовыми баранками ухватом).

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Понравилось вам у меня в гостях?

Итог:

Как называется дом, в котором я живу? (Изба).

Где люди хранили свою одежду? (В сундуке).

Что в избе дает тепло? (Печка).

В чем кипятили воду? (Самовар).

Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

«На дорогах моего города». Конспект настольной игры по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе«На дорогах моего города». Конспект настольной игры по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Цель игры: Формирование у детей знаний о правилах дорожного движения, развитие навыков безопасного поведения на улице и понимания значимости.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба» Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство с избой». Познавательное развитие в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 4 марта 2025 в 09:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с избой». Познавательное развитие в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Череватая Юлия (УИ 2955407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД