Ольга Тумакова
Методическая разработка «Перспективное планирование по познавательному развитию» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по познавательному развитию
(исследование живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения)
Составители:
Воспитатели
Н. В. Репина
О. С. Тумакова
Ю. Д. Митенкова
И. О. Малкова
Сентябрь
«Я и детский сад»
I «Вот и лето прошло»
«Дом под крышей голубой»
Публикация «Методическая разработка „Перспективное планирование по познавательному развитию“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 47-50
II «Дорожная азбука»
«Какие бывают насекомые?»
Систематизировать знания детей о разлизных насекомых; учить составлять группы по особенностям внешнего строения, местам обитания; закреплять знания об общих признаках насекомых; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 35
«Краски осени»
III «Краски осени"
«Экскурсия в осенний лес»
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью; расширять знания детей о состоянии растений осенью; учить различать деревья и кусты по окраске листьев; учить находить растения по описанию.
См. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 168-174
IV «Путешествие в хлебную страну»
«Земля – наша кормилица»
Закрепить изучение о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
Материал: макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка»
См. Е. А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности», стр. 232-235
Октябрь
«С чего начинается родина»
I«Витамины из кладовой»
«Витамины укрепляют здоровье и наш организм»
Познакомить с понятием «витамины»; закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах; воспитывать культуру питания, чувство меры.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 67-69
II«Осень в лесу»
«Как растения готовятся к зиме?»
Формировать представления детей о состоянии растений осенью, уточнить условия жизни растений осенью, выявить причины происходящих изменений; познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 56-58
III«Моя семья. Культура поведения»
«Я и моя семья»
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 9-11
IV«Мой город»
«Служба 01,02,03 всегда на страже»
Познакомить со службами спасения «01», «02», «03», учить рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из собственного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 37-39
Ноябрь
«Мир вокруг нас»
I«Путешествие по Ульяновску»
«Город на волжских берегах».
«Симбирские холмы – российские владения»
Формировать у детей представление о местоположении края, города на географической карте; познакомить с символикой города; воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.
См. М. Л. Ковардакова, Н. Ю. Майданкина «Симбирский венец», стр. 15
II«Моя Родина - Родина колобка»
«Архитектура нашего города»
Продолжать знакомить с достопримечательностями г. Ульяновска, познакомить с архитектурными особенностями зданий; воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 110
III«Что было до»
«В мире техники», «Техника наша помошница»
Уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; обратить внимание на то, что вещи служат человеку, облегчают его труд; воспитывать бережное отношение к ним, акцентировать внимание на том, что человек создал технику.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 89
IV«Мы исследователи»
«Мир бумаги», «Мир ткани»
Познакомить с различными видами бумаги и ткани; формировать умение сравнивать качественные характеристики и своства бумаги и ткани. См. Е. А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности», стр. 253
Декабрь
«Зима»
I«Быть здоровыми хотим»
«Безопасность» «Сохрани свое здоровье сам»
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоравливания, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 64
II«Подготовка животных в лесу»
«Зимой в лесу»
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой; обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
См. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 222-223
III«Птицы зимой»
«Что мы знаем о птицах»
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 92-94
IV«Встреча Нового Года»
«Знакомство с незнакомыми людьми дома (опасные ситуации)»
Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких ситуациях.
Экспериментирование ПДД.
См. Н. Н. Авдеева, «Безопасность», стр. 46
Январь
«В мире искусства»
I«Зимние забавы»
Каникулы с 1.01.2019 по 10.01.2019г. г.
II«Великий Устюг – родина Деда Мороза»
«Знакомство с животными жарких и холодных стран»
Расширять и углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран; систематизировать представления об умении животных приспосабливаться к среде обитания; учить по внешнему виду определять их место проживания; воспитывать любознательность
См. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 228
III«В гостях у художника»
«Как люди используют кожу и дерево?»
Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из кожи и из дерева; развивать мышление и активировать словарь; развивать любознательность
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 96-98
IV«Декоративно-прикладное искусство»
«Искусство родного края», «Чудо чудное, диво дивное»
Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать их, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к народному творчеству, научиться рисовать игрушки.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 44-46
Февраль
«Я в мире человек»
I«Путешествие вокруг света (едем, плывем, летим - транспорт)»
«Кругосветное путешествие»
Дать понятие о том, что на нашей планете много стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны, познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира, полезных ископаемых.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 123-125
II«Чем пахнут ремесла»
«Золотые руки мастеров»
Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному и изобразительному творчеству и фольклору; эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 57-59
«Здоровье и спорт», «Наши папы, наши мамы»
III«Быть здоровыми хотим»
«Я - человек»
Развивать представление о том, что человек – часть природы и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, коммуникативное общение.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 88-90
IV«День защитника Отечества»
«Безопасное поведение на улице»
Научить детей правилам поведения на улице.
См. Н. Н. Авдеева «Безопасность», стр. 127-129
Март
«Встречаем весну»
I«День 8 Марта»
«Профессии наших мам», «Детский сад – моя вторая семья»
Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь, творчество, воображение.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 12-14
II«Весна пришла»
«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Обратить внимание на значение воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать, что капельки воды движутся в природе по кругу, познакомить с явлением «кислого» дождя
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 106-108
III«Маленькие исследователи»
«Кожа помогает человеку»
Развивать представление о коже, ее функциях; развивать познавательную деятельность детей, умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения, устанавливать связи, сравнивать, развивать желание узнавать о себе, содержать свое тело в чистоте
См. «Мы», программа экологического образования детей, стр. 100-103
IV«Правила поведения в обществе»
«Конфликты между детьми»
Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормативными регуляторами (уступать, договариваться, соблюдать очередность, извиниться).
См. Н. Н. Авдеева «Безопасность», стр. 111-113
Апрель
«Человек и мир природы»
I«Азбука экологической безопасности»
«Безопасность на природе»
Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, пожара. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 195
II«Космическое путешествие»
«Этот загадочный космос»
Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать воображение, фантазию
См. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие», стр. 162
«Земля – наш общий дом»
III«Полевые и садовые цветы» «Как узнать растение?»
Обобщить представление детей о растениях; развивать умение обобщать по внешним признакам, доказательно строить суждения, используя модель, способствовать применению знаний о состоянии растений при недостатке влаги, умение помогать им; воспитывать интерес к растениям
См. «Мы», программа экологического образования детей, стр. 109
IV«Дети – друзья природы» «Знакомство со свойствами воздуха»
Дать знания о том, что воздух – это условие жизни живых существ на Земле, воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 126
Май
«Мы любим трудиться»
I«Праздник весны и труда. День Победы»
«Беседа о весне (обобщающая)»
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и сезонными видами труда, жизнью растений и животных; воспитывать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
См. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия», стр. 135
«Печальные следы истории»
Познакомить детей с монументальным искусством в память о героях-воинах; воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство гордости за своих земляков.
См. Н. Ю. Майданкина, «Симбирский венец», стр. 44
II
Мониторинг
III
Мониторинг
IV
Мониторинг