Оля Добрецова
НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Природа Кольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию познавательной активности, расширять и закреплять представления об особенностях природы Кольского края.
Задачи:
Коррекционно-развивающие :
- способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики,
- создавать условия для развития слухового внимания, восприятия.
Образовательные:
- уточнять знания и активизировать словарь детей по теме «Природа Севера» (Кольский залив, северное сияние, сопки,
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР „Природа Кольского края“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- совершенствовать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма,
- упражнять в воспроизведении последовательности чисел, обозначенных цифрами,
- способствовать развитию речевой активности детей.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе,
- воспитывать интерес к природе родного края.
Предварительная подготовка: изучение животных Севера, рассматривание картин, дидактические игры по темам «Времена года», «Виды спорта».
Лексический материал: названия основных и оттеночных цветов, подбор прилагательных к существительным (холодный, яркое, цветное, красивое, понятия по теме: сопки, Кольский залив, северное сияние.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, презентация, контейнер со льдом, два сундука, ковролиновый сенсорный комплекс, фигуры из ковролина, фетра, мячи для сухого бассейна, обруч, настольная песочница с песком, картинки с изображением природы Кольского края.
Ход ООД:
1. Вводная часть:
Дети входят в зал. Приветствуют гостей.
Дефектолог: я очень люблю сказки, а вы?
Ответы детей.
Дефектолог: Закрывайте скорей глазки, отправляемся мы в сказку.
На экране появляется слайд с изображением зимнего леса.
Дефектолог: Мы с вами оказались в зимнем сказочном лесу. Какой мороз! (обращает внимание на слайд) Я предлагаю вам согреться. Потрите свои руки, плечи, колени, щеки.
Звучит чихание, на экране появляется Снеговик.
Дефектолог: Кто это? Вы узнали?
Ответы детей : Снеговик.
Звучит речь снеговика: Привет, ребята! Я очень рад видеть вас в своем лесу! А я недавно был у вас в гостях. Я путешествовал по Кольскому краю и видел много красивых мест, которые сфотографировал. И у меня получилась вот такая картина. (На экране появляется картина, на которой изображены сопки, залив, корабль, олень, северное сияние).
2. Основная часть:
Дефектолог: Какая красивая картина, вам нравится? Что ты видишь на ней? (обратиться к конкретному ребенку)
Ребенок: Северное сияние.
Дефектолог: Верно, в какое время года мы можем увидеть северное сияние?
Ребенок: Зимой.
Дефектолог: Что можно сказать о северном сиянии? Какое оно? (обратиться к каждому ребенку)
Ответы детей : Красивое, яркое, цветное, веселое.
Дефектолог: Молодцы. А что видишь ты? (обратиться к конкретному ребенку)
Ребенок: Оленя.
Дефектолог: Кого еще не назвали? (обратиться к конкретному ребенку)
Ребенок: Лыжника.
Дефектолог: Какие вы молодцы!
А я вижу Кольский залив. Вы знаете, в чем его секрет?
Ответы детей : Он не замерзает зимой.
Слышим звук (звук битого стекла).
Дефектолог: Что это за звук?
На экране появляется Снежная королева.
Королева: «Нарисовал Снеговик картину, а мне не показал, забыл про меня, не видать твоей красоты теперь никому».
Видеофрагмент «Снеговик сломался».
Снеговик: «Картина моя пустая стала… Помогите, мне картину соберите, про подсказки не забудьте, я повсюду их оставил.»
Дефектолог: Посмотрите, на картине и правда ничего нет. Поможем снеговику восстановить картину? Тогда в путь! Снеговик нам оставил подсказки, вы их видите?
Ответы детей : Мы видим следы.
Дефектолог: Для чего они?
Дети: Нам надо по ним пройти.
(Следы ведут к столу, на котором стоит контейнер со льдом, внутри него ключ от сундука, стоящего рядом.)
Дефектолог: Мы оказались с вами перед озером, оно покрыто льдом, может там есть подсказка от снеговика?
Потрите ладони, опустите их внутрь, какой лёд?
Ответы детей : Холодный, прозрачный
Дефектолог: Лед гладкий и скользкий, повторите.
Дефектолог: Вы что-нибудь нашли подо льдом?
Ответы детей : Ключ.
Дефектолог: Молодцы!
Открывают сундук ключом, достают детали картины (северное сияние, олень) и подсказку (шарик-снежок).
Дефектолог: Какой прозрачный снежок…с ним можно поиграть…
А как вы думаете, что можно собрать из этих деталей?
Ответы детей : Северное сияние.
Дефектолог: (обратиться к конкретному ребенку) Клади эти детали рядом с картиной. Для чего в сундуке лежит снежок?
Ответы детей : Это подсказка снеговика.
Дефектолог: Вы видите еще снежки?
Дети: Да.
Подходим к контейнеру с шариками (снежками).
Дефектолог: Рассмотрите эти снежки, может подсказка в них?
Дефектолог и дети рассматривают шарики. Находят на них цифры.
Дефектолог: Нам надо расположить цифры в порядке возрастания. От самого меньшего числа к большему. Посмотрите внимательно на цифры. Назовите свою цифру (обратиться к каждому ребенку) У кого самое меньшее число? (Ответы детей)
Дефектолог: Верно, клади его на первое место.
(Если ребенок ошибается, дефектолог просит помочь остальных детей.)
Дефектолог: Какие детали мы нашли?
Ответы детей : Елку, деревья.
Дефектолог: кладите их рядом с картиной. Чтобы понять, куда нам отправиться дальше, отгадаем загадку и поиграем с пальчиками:
Я как песчинка мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю,
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз, блещу при солнечных лучах. (На экране слайд падающего снега).
Ответы детей : Снег.
Дефектолог: Молодцы, это снег. А вы знаете, что на снегу можно рисовать? Давайте попробуем.
Подходим к песочнице, видим лыжников без спортивного инвентаря.
Дефектолог: Кто это?
Ответы детей : Это лыжник.
Дефектолог: Какой инвентарь нужен лыжнику?
Ответы детей : Лыжи
Дефектолог: Верно, мы можем дорисовать ему лыжи. Смотрите, я рисую лыжи спортсмену, а теперь вы попробуйте.
Дорисовывают на песке (снегу) лыжи. Дефектолог убирает песок в сторону, под стеклом песочницы фигура лыжника для картины, подсказка (стрелка).
Дефектолог: (обращается к конкретному ребенку) Клади фигуру рядом с картиной. Я вижу стрелку, она указывает к берегу реки, отправляемся туда.
Подходим к ковролину, где находятся индивидуальные задания.
Дефектолог: Что вы видите?
Ответы детей : Корабль.
Дефектолог: Верно. Это корабль. Соберите такой же из деталей, лежащих перед вами на своих льдинках.
Дефектолог: Для чего нам могут понадобиться лишние детали?
Ответы детей : Для большой картины.
Дефектолог: (обращается к конкретному ребенку) Клади детали рядом с картиной. Вспомните, какие детали мы собрали? Дети отвечают. Все детали мы нашли?
Ответы детей : Да.
Дефектолог: Я предлагаю сложить картину.
На экране появляется образец картины.
Работа на ковролиновом сенсорном комплексе. Дети совместно с дефектологом складывают картину.
Дефектолог: Какая красивая картина у нас получилась. Как называется край, в котором мы живем?
Ответы детей : Кольский край.
На экране появляется Снеговик: «Какие вы молодцы, покажем картину Снежной Королеве?»
Снежная Королева: «Какая прекрасная картина, спасибо, что не забыли про меня, раз, два, три, картина оживи!»
Звучит музыка. Включается мультфильм.
3. Заключительная часть:
Дефектолог: У нас все получилось. Где мы сегодня с вами побывали?
Ответы детей : В сказочном лесу.
Дефектолог: Кого мы там с вами встретили?
Ответы детей : Снеговика, Снежную королеву.
Дефектолог: Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Дефектолог: В чем особенность Кольского залива?
Ответы детей.
Пришло время возвращаться домой. Пойдем как снеговики. (Звучит музыка) Дети и дефектолог маршируют и покидают зал.