Ирина Уварова
Перспективное планирование на год по развитию речи в подготовительной группе по темам недели
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема недели: Здравствуй, детский сад
1. Подготовишки. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. (Гербова, стр. 19).
2. Звуковая культура речи Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе (Гербова, стр. 21).
Тема недели: Осень
1. Сегодня так светло кругом! Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи (Гербова, стр. 35).
Публикация «Перспективное планирование на год по развитию речи в подготовительной группе по темам недели» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
2. Лексико-грамматические упражнения. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольников точно характеризовать предмет, правильно строить предложения (Гербова, стр. 22).
Тема недели: Собираем урожай (фрукты, овощи, хлеб)
1. Работа с сюжетной картиной. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа (Гербова, стр. 25).
2. Хлеб всему голова. Обогащение словаря; развивать художественное восприятие (при рассматривании картин, подборе стихотворений к ним, чтении поэтических текстов (Бойчук, стр. 13).
Тема недели: Профессии.
1. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант». Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ (Гербова, стр. 62).
2. Беседа о А. Пушкине Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта (Гербова, стр. 25).
Октябрь
Тема недели: Осень разноцветная (деревья, кустарники)
1. Осенние мотивы. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация (Гербова, стр. 36).
2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении (Гербова, стр. 28).
Тема недели: Ягоды, грибы
1. Мишуткины лакомства. Совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные: учить составлять описательные рассказы. Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением (Уварова И. С.)
2. Лексико-грамматические упражнения Активизировать речь детей (Гербова, стр. 26).
Тема недели: Домашние животные
1. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные». Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений (Ушакова, стр. 143).
2. Небылицы - перевертыши. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы (Гербова, стр. 34).
Тема недели: Дикие животные
1. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельный части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам ; уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж. (Ушакова, стр. 141).
2. Составление текста-рассуждения. Учить употреблению сложноподчиненных предложений; подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова (Ушакова, стр. 139).
Ноябрь
Тема недели: Моя родина – Россия (региональный компонент)
1. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение (Гербова, стр. 76).
2. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» (родной край – Одинцово). Учить составлять коллективный рассказ описание; учить строить предложения со сказуемым; учить дифференцировать на слух и в произношении звуки р и рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом; закреплять представления о делении слов на слоги, ударении (Ушакова, стр. 202).
Тема недели: Народная культура, традиции, игры
1. Красному гостю – красный угол. Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства; расширять словарный запас; запоминание пословиц и поговорок о гостепреимстве (Бойчук, стр. 83).
2. Как рубашка в поле выросла. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас; формировать умение четко, внятно, быстро проговаривать ско; воспитывать культуру речевого общения, скороговорки; интерес к произведениям устного народного творчества (Бойчук, стр. 60).
Тема недели: Транспорт
1. Сравнение и описание предметов (транспортные игрушки). Уточнить знание названий основных частей автомобиля, правил дорожного движения; учить составлять рассказ, включая в него слова – антонимы; учить сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки, подбирать синонимы к прилагательным; упражнять в составлении слов из слогов (Голицына, стр. 442).
2. Звуковая культура речи. Работа над предложением. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова (Гербова, стр. 37).
Тема недели: Неделя искусства (театр, кино, мультипликация)
1. Вот такая история! Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта (Гербова, стр. 31).
2. Лексические игры и упражнения. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи (Гербова, стр. 40).
Тема недели:Моя семья. День Матери
1. Семья вместе – душа на месте. Расширять представления о словообразовании; объяснение пословиц о семье; умение составлять рассказ о семье (Бойчук, стр. 107).
2. Учимся говорить правильно. Закреплять представление о роли владения правильной речью для будущего школьника, учить различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу, закрепить представление о многозначности слов, упражнять в составлении предложений (Голицына, стр. 263).
Декабрь
Тема недели: Зима
1. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «мама! Глянь-ка из окошка». Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» (Гербова, стр. 42).
2. Творческие рассказы детей. Познакомить детей со стихотворениями о зиме (Гербова стр. 55).
Тема недели: Я и мои права.
1. Составление рассказа из личного опыта «Что есть в нашем городе для детей» Закрепить представление о праве на отдых и заботе государства о детях. Закреплять умение составлять последовательный рассказ, передавая свои впечатления. Побуждать не повторяя рассказы товарищей. Активизировать употребление в речи прилагательных. Упражнять в составлении предложений с определенными словами, делении слов на слоги. (Голицына, стр. 526).
2. Лексические игры и упражнения Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи (Гербова, стр. 49)
Тема недели: Новогодняя карусель
1. Новогодние встречи. Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников (Гербова, стр. 54).
2. Здравствуй, гостья - зима. Познакомить детей со стихотворениями о зиме (Гербова, стр. 55).
Тема недели: Новый год
1. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Познакомить со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев» (Гербова, стр. 57).
2. В морозный денек – да за сказочку». Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначность слова, напевность русской речи т. д. ; развивать умение сочинять коллективную сказку (Бойчук, стр. 148).
Январь
Тема недели: Зимние забавы
1. Чтение сказки «Снегурочка».Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки (Гербова, стр. 71).
2. Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза». Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; учить правильному произношению звуков с, сь, з, зь (Ушакова, стр. 163).
Тема недели: Спорт, спорт, спорт
1. Спорт. Развивать связную речь детей. формировать навыки сюжетно-сложения; обогащать словарный запас образными словами и выражениями; образовывать однокоренные гаименования; учить пересказу текста; Расширение словарного запаса детей: (Уварова И. С.).
2. Будем учиться правильно говорить. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, упражнять в образовании винительного падежа существительных, учить подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе определений к заданным словам (Голицына, стр. 115)
Тема недели: Как устроен человек
1. Нарисуем портрет словами. Закреплять умение составлять рассказ – описание, упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов, упражнять в произнесении чистоговорок и скороговорок на дифференциацию звуков с-ш-ж (Голицына, стр. 208).
2. Лексические игры и упражнения. Активизировать словарный запас детей (Гербова, стр. 56).
Тема недели: Мир вещей
1. Одежда. Расширение и уточнение знаний детей об одежде. Закреплять знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде для девочек и мальчиков, уходе за одеждой. Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании существительных в форме именительного и родительного падежей единственного и множительного числа. Закреплять в словаре обобщающее понятие "одежда". Воспитывать культуру речевого общения. (Уварова И. С.).
2. Звуковая культура речи. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова (Гербова, стр. 46).
Февраль
Тема недели: Мир предметов
1. Составление описательных и творческих рассказов по предметным картинкам Уточнить и закрепить обобщающие понятия: мебель, игрушки, учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, цвету, форме, упражнять в делении слов на слоги (Голицына, стр. 393).
2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части (Гербова, стр. 58).
Тема недели: Миром правит доброта
1. Работа по сюжетной картине. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей. (Гербова, стр. 59).
2. Лексические игры и упражнения. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи (Гербова, стр. 61).
Тема недели: Наши защитники
1. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца (Гербова, стр. 60).
2. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи (Гербова, стр. 63).
Тема недели: В гостях у сказки
1. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке (Гербова, стр. 58).
2. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Совершенствовать диалогическую речь (Гербова, стр. 65)
Март
Тема недели:8 марта - Мамин праздник
1. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части (Гербова, стр. 64).
2. Составление рассказа по картине «Подарок маме». Учить составлять связный, последовательный рассказ по картине, придумать начало и конец к изображенному содержанию; упражнять в употреблении речи названий профессий и действий; учить различать на слух и в произношении звуки д-дь (Голицына, стр. 379).
Тема недели: Весне дорогу
1. Весна идет, весне дорогу! Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи (Гербова, стр. 68).
2. Весенние стихи. Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне (Гербова, стр. 79).
Тема недели: Вода. Подводный мир.
1. Подводный мир. Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему (Гербова, стр. 41).
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; тренировать в подборке синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу (Ушакова, стр. 161).
Тема недели: Воздух. Мир птиц.
1. Эти удивительные птицы. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц); Совершенствовать диалогическую речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками. Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением; Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; Развивать навыки словообразования; Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков; Закреплять умение делить слова на слоги; Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником, (Уварова И. С.).
2. Лексические игры и упражнения. Активизировать речь детей, учить их импровизировать (Гербова, стр. 67).
Апрель
Тема недели: Книжкина неделя
1. Работа с иллюстрированными изданиями сказок Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей (Гербова, стр. 45).
2. Произведения Н. Носова Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей» (Гербова, стр. 54).
Тема недели: Космос
1. Творческое рассказывание на тему «Космос». Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность. Стимулировать к проявлению волевых качеств; развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. формировать понятие «космос», «космическое пространство»; побуждать детей к творческому рассказыванию. (Уварова И. С.).
2. Лексико-грамматические упражнения. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения (Гербова, стр. 71).
Тема недели: Неделя экологии.
1. Составление рассказа по серии картин «Посадка дерева». Закреплять представление об охране природы, побуждать бережно относиться к зеленым насаждениям, учить составлять последовательный рассказ, используя развернутые описания персонажей, познакомить с многозначностью слов: ножка, ручка, уточнить понятие о предложении (Голицына, стр. 55).
2. Рассказы по картинкам. Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием (Гербова, стр. 73).
Тема недели:Продукты питания
1. Продукты питания. Актуализировать знания детей о продуктах питания. Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа, относительные прилагательные, использовать в речи обобщающие понятия. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о продуктах питания по плану воспитателя. Развивать мышление, продолжать учить отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику. (Уварова И. С.).
2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах (Гербова, стр. 74).
Май
Тема недели: Труд людей
1. Кем и как работают мои родители. Закрепить представления о труде родителей, побуждать гордиться трудовыми успехами и заслугами родителей, учить составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем, продолжать учить описывать предметы, сделанные человеком, упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных, упражнять в дифференцировке звуков ч и ц, вырабатывать отчетливую дикцию (Голицына, стр. 71).
2. Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май». Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки (Гербова, стр. 79).
тема недели: День Победы
1. Составление рассказа по набору игрушек военной тематике. Учить составлять связный последовательный рассказ, придумывать зачин, развитие действия, кульминацию и ее разрешение, учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, закреплять правильное произношение и дифференциацию звуков в-ф (Голицына, стр. 347).
2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов (Гербова, стр. 78).
Тема недели: Цветы.
1. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения (Гербова, стр. 81).
2. Составление рассказа по описанию комнатных растений. Учить составлять описательный рассказ по плану, упражнять в пересказе текста без помощи вопросов воспитателя, дать понятие о слоге (Голицына, стр. 315).
Тема недели: Насекомые.
1. Насекомые умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе. (Уварова И. С.).
2. Лексические игры. Обогащать и активизировать речь детей (Гербова, стр. 44).
Тема недели: Скоро лето
1. Летние истории. Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным (Гербова, стр. 20).
2. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнения; давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса (Ушакова, стр. 206).