НИНА ОСЬКИНА
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы
Задачи:
1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
2. Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.
3. Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средства языка.
4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Методические приемы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Моделирование; составление целого из частей (синтез); чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико – грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения.
Оборудование:
Графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»)
Предварительная работа:
-чтение рассказов про осень И. Соколова-Микитова;
-знакомство с творчеством писателя;
-отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;
-разучивание пословиц об осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Ребята, присаживайтесь и давайте послушаем красивую музыку.
-Какая по характеру данная музыка?
-На какое время года,на ваш взгляд, она похожа?
Молодцы, ребята. Правильно, сегодня наше занятие посвящено времени года – осени.
Воспитатель: Осень – волшебная пора, она принесла нам много разных даров. Ребята, послушайте цепочку слов, из этой цепочки выделите «лишнее» слово, отвечать нужно развернутым предложением, используя слово потому что. Дидактическая игра «Что лишнее?»
-Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.
-Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.
-Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
-Яблоко, груша, мандарин, морковь, апельсин.
-Картофель, капуста, арбуз, кабачок, лук.
2. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Ребята, осень - загадочное время года, а вы любите отгадывать загадки?
Слушайте, внимательно, вы отгадаете загадки и нужно найти на столе рисунок - схему к данной отгадке.
1. Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)
2. По небу плывут, дождик несут. (Облака)
3. Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова!» (Паутина)
4. Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)
5. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Воспитатель: Молодцы!
3. Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, а теперь, внимательно послушайте отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень», а весь рассказ мы прочитаем вечером.
4. Беседа по содержанию рассказа.
-Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень)
-По какому небу плывут облака? (По высокому небу плывут облака)
-Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина)
-Какие грибы растут по опушкам лесов? ( По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)
-Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква)
-Какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)
Физминутка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на улице красивый листопад.
Мы листики осенние
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветвях мы сидим.
Дунул ветер – полетели (руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (Плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, закружились, полетели
И на землю снова сели (Дети садятся на места)
5. Лексико-грамматические упражнения.
а) упражнение «Подбери признак»
Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть слова, а вы к этим словам подберете признаки.
-Осень (какая) - (Золотая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дождливая, серая).
-А в рассказе какая осень? (Золотая)
-Небо (какое) – (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное)
-А в рассказе небо какое? (Прозрачное, высокое)
-Лето (какое) – (Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое)
-А в рассказе какое лето? (Знойное)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
б) Упражнение «Почему?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у меня разных картинок.
Я сейчас выставлю на фланелеграф картинки с изображением ягод и грибов, а вы ответите, почему их так назвал автор в данном произведении?
-Красноголовый подосиновик. Почему его так называют? (Потому что шляпка гриба красного цвета.)
-Зеленоватые и розовые сыроежки. Почему? (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые, зеленые.)
-Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)
-Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом.)
-Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)
-Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке.)
Воспитатель: Ребята, молодцы. Осень нами будет очень довольна, все про это время года мы знаем. А теперь сядьте правильно, послушаем еще раз рассказ об осени.
6. Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, давайте перескажем рассказ, при этом будем находить схемы, картинки к данному рассказу, расположенные на столе.
(по цепочке - по три человека)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как сегодня вам наше занятие?
Что вам понравилось?
Как назывался рассказ?
Кто написал этот рассказ?
О каком времени года мы вели разговор?
Что хотели бы вы пожелать нашим гостям?
Воспитатель: Ребята, молодцы. Волшебница Осень передала вам свои дары.