Елена Матвеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа «Мать -и -мачеха»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ТЕМА: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА А. ОНЕГОВА «МАТЬ – И – МАЧЕХА»
Цель: Познакомить детей с первоцветом Мать – и – мачехой.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „Пересказ рассказа „Мать -и -мачеха“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мать-и-Мачеха. Первоцветы
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;
- Уточнить приметы весны, названия весенних месяцев;
- Дать детям представление о первоцветах, подвести к пониманию того, почему эти растения расцветают весной первыми;
- Упражнять детей в умении выразительно близко к тексту пересказывать описательный рассказ по схеме-модели, без помощи воспитателя;
- Приучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных).
Развивающие:
- Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, память;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: живой цветок Мать-и-мачеха, картина-макет с изображением поляны + к ней картинки: деревья, облака, солнце, ручей, птицы, скворечник, проталины, кустик вербы, подснежники; схема к рассказу о цветке мать-и-мачехе; листочки мать-и-мачехи из картона двусторонние; круг картонный и прищепки желтого цвета; презентация «Первые весенние цветы»
Предварительная работа: наблюдение признаков весны на прогулке, беседы о весне, первоцветах, о значении растений в природе и для жизни человека; рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов, просмотр презентаций «Весна пришла!», «Первые весенние цветы», чтение художественной литературы о весне, первоцветах, рисование «Мать – и – мачеха расцвела».
Ход занятия
Организационный момент
Вынести макет с изображением поляны и картинки к нему. Как бы случайно рассыпать картинки на стол.
Воспитатель: Вот какая я неаккуратная, все рассыпала. Ребята, помогите навести порядок. Лиза, а что у тебя в руках, на что это похоже?
Лиза: Это похоже на облачко.
Воспитатель: Прикрепи его там, где, ты считаешь, оно должно быть.
Воспитатель: Вова, а что у тебя?
Вова: Это проталины.
Воспитатель: Найди для них место.
И т. д. пока все картинки не будут прикреплены к макету.
Воспитатель: Ребята, мне кажется у вас получилась настоящая картина! Я думаю, её обязательно нужно повесить и полюбоваться на неё.
(Прикрепить картину на фланелеграф)
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время года?
Дети: Сейчас весна.
Воспитатель: Перед весной какое время года было?
Дети: Перед весной была зима.
Воспитатель: Какое время года наступит после весны?
Дети: После весны наступит лето.
Воспитатель: Какие весенние месяцы знаете? Какой сейчас месяц весны? Какой был? Какой будет?
Воспитатель: Какое время года на вашей картине?
Дети: На картине Весна.
Воспитатель: Почему вы решили, что на картине весна?
Дети: Тут и проталины, которые появляются весной, весенний ручеёк, верба зацвела, солнце поднялось высоко, а значит светит ярче и пригревает, прилетели птицы.
Воспитатель: А что еще весной в природе происходит, чего здесь на картине нет?
Дети: Просыпаются дикие животные, насекомые, у животных появляется потомство, на деревьях набухают почки, на реках ледоход, появляются первые весенние цветы)
Воспитатель: Какие первые весенние цветы вы знаете? (на экране презентация)
Дети: Одуванчик, Медуница, Ветреница, Печеночница, Подснежник, Мать-и-мачеха, Хохлатка, Баранчики-ключики, Ландыш.
Воспитатель: Как эти цветы можно назвать одним словом?
Дети: Первоцветы
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Это первые весенние цветы, которые распускаются после долгой и холодной зимы. (первыми цветут)
Воспитатель: Почему они не боятся распускаться так рано, ведь земля еще холодная, не вся оттаяла?
Дети: У первоцветов толстый корешок, в котором много питательных веществ.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, и представить, что вы первые весенние цветы.
Физкультминутка «Цветы»
Раз –два – три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх и улыбаются)
Ветерок пролетал, стебельки покачал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Воспитатель: Какие красивые цветы, просто чудо как хороши! Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты – красивые слова.
Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)
Воспитатель: Давайте скажем, о первоцветах красивые слова, первоцветы они какие? На каждый комплимент прицепляем прищепку к кружочку.
Дети: Первоцветы красивые, хрупкие, душистые, смелые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, лесные, садовые, полевые, маленькие… .
Воспитатель: Молодцы! Ребята, какой первоцвет распустился у нас, на какой цветок похоже? (показываю кружок с прищепками)
Дети: Одуванчик
Воспитатель: А есть цветок, который очень похож на одуванчик, но меньше размером, что это за цветок?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. Настоящий живой цветок Мать-и-мачеха.
Посмотрите, как интересно растут эти цветы. Цветы Мать – и – мачехи растут дружно, семейкой, прижимаются к друг другу, как будто от холода спасаются, греются.
Давайте рассмотрим цветок. Что у него есть?
Дети: Стебелек – пушистый, покрыт чешуйками, похож на косичку. Цветок – маленький, желтый, с тонкими лепестками, похож на солнышко, звездочку, желтый огонек. Какой части цветка не видим? (корня).
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне (соединить руки от кистей до локтей, кисти рук поднимаются вверх в виде бутона)
Утром весенним раскрыл лепестки (раскрыть ладошки – лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (резко сжимать и разжимать пальчики)
Дружно дают под землей корешки (ладони соединить тыльной стороной, раскрыть пальчики и пошевелить ими)
Воспитатель: Что вы знаете про этот цветок? Почему он так необычно называется?
Дети: Все дело в листьях. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые.
(Раздать детям листики, попросить приложить к щеке, сначала гладкой стороной, а потом мягкой, бархатной).
Воспитатель: Что чувствуете?
Дети: Гладкая сторона холодная, бархатная – мягкая, теплая.
Воспитатель: Верно. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, гладкой стороной, и станет тебе неприятно, холодно. Вот почему у этого растения и название такое – Мать – и – мачеха.
Воспитатель: Сейчас послушайте рассказ про этот удивительный цветок.
Пригрело весеннее солнышко, и на проталинах появились желтенькие огоньки - это цветочки Мать-и-мачехи. Растут цветочки дружной семейкой, прижимаются друг к другу.
Утром с солнышком раскрываются, а к вечеру, закрываются. Когда цветочки отцветают, на их месте появляются небольшие шарики-пуховики, как у одуванчиков, только поменьше. Отцветут цветы и появятся у Мать-и-мачехи листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые как руки матери.
Беседа по содержанию.
1. С чем сравнили в рассказе цветы Мать-и-мачехи. На что они похожи?
2. Где появились цветы Мать-и-мачехи?
3. Когда появились цветы?
4. Как растут цветочки?
5. Когда раскрываются, закрываются?
6. Когда цветочки отцветают, что на их месте появляется?
7. На шарики каких цветов похожи?
8. Когда цветы совсем отцветут что появится у Мать-и-мачехи?
9. Какие эти листья?
Перед повторным чтением даю установку на последующий пересказ. После повторного чтения вызываю трех – четырех детей для пересказа.
Воспитатель: Послушайте рассказ еще раз. Слушайте и смотрите на схемы они показывают то, о чем я говорю и помогут вам пересказать рассказ самостоятельно.
Спрашиваю детей чей рассказ понравился больше и почему. Даю тактичную оценку.
Воспитатель: Молодцы, правильно, близко к тексту, интересно, без помощи, рассказали про Мать-и-мачеху. Остальных желающих послушаем после физкультурного занятия.
Ребята, скажите, а можно и нужно ли рвать первоцветы?
Дети: Рвать первоцветы нельзя. Сорванные цветы не будут долго стоять в вазе, завянут. Многие из этих цветов лекарственные растения, занесены в Красную книгу и охраняются.
Итог: О каких цветах говорили сегодня, как они называются? Что можете рассказать о Мать-и-мачехе родителям, друзьям?