Любовь Тулупова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь Тулупова
Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»".
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.
Словарь и грамматика: познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать; учить подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
Развивающие задачи : развивать у детей слуховое внимание; умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, картинки с изображением одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, музыкальное произведение Ю. Антонова "Не рвите цветы" муз. произведение Э. Грига " Утро".
Ход занятия:
(Воспитатель собирает детей на ковре) Ребята я сегодня принесла вам волшебную коробочку, отгадайте что в ней. Проводится игра " Да - нет".(в коробочке одуванчик).
- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из под снега?Это первоцвет?
- В каком месяце цветет одуванчик?
Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? А значит сейчас что цветут?
«Сегодня я расскажу вам много нового и интересного, вас ждёт впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением. -
Сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово»
-Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.
С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко
-Подберите определения к слову «цветы». Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.
-Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.
-Цветы растут в комнате, значит это…
-Цветы растут в саду, значит это…
-Цветы растут на лугу, значит это…
А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний., золотой. -Все верно ребята.
-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу.
Теперь ребята мы садимся тихонько на стульчики. (Дети садятся).Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин
В летний солнечный денёк,
Золотой расцвёл цветок.
На высокой ножке
Всё дремал он у дорожки,
А проснулся-
Улыбнулся:
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь
Тише ветер луговой.»
-Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках. (Показываю фотографии одуванчиков.)
-Располагайтесь поудобнее и послушайте рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» (чтение рассказа).
-Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?
-Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)
-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?
-Слово «в пяту», как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы детей.)
-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»
Разбираем слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей.)
Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? А давайте тоже фукнем
-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как вы понимаете выражение «постоянная забава»?
-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»
-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. (одеваю перчатку демонстрирую) .
-А сейчас вспомните содержание рассказа и ответьте мне на вопросы:
-- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)
-Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был жёлтый.)
-Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём росло много одуванчиков.)
-Куда обычно ходили братья? (На промысел.)
-Ребята, а что значит «в пяту»? Что имел в виду автор? (Значит шёл за братом, след в след.)
-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)
-Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)
-Что значит «созревают одуванчики»? (Когда жёлтые лепестки сменяют белые пушинки.)
-Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)
-А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)
-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)
-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)
-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)
-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)
-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)
-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)
-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)
Теперь давайте отдохнем
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,
Всё вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).
-А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого говорится в рассказе. Как зовут автора этого рассказа? Правильно, Михаил. А когда он был маленьким, его звали Миша. Вы будете говорить: «Не я с братом, а Миша с братом. Не я пошёл удить рыбу, а он пошёл удить рыбу.»
(вывешиваю мнемо - схему). Ребята зачем нам нужна эта схема?
-(Пересказываю сама рассказ с опорой на схему).
-Пересказ детей с опорой на схему (3 детей можно по цепочке)
Молодцы ребята.
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Вспомните, с каким произведением какого автора вы сегодня познакомились? -Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.
Ребята а какое у вас сейчас настроение?
А как вы думаете с помощью музыки можно создать хорошее настроение? Я хочу что бы вы послушали музыкальное произведение Э Грига" Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.
Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.
Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)
Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)
Давайте не будем срывать цветы а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.