Ольга Мавлимшина
Педсовет «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников»
Цель: «актуализировать знания педагогов о сопровождении сюжетно – ролевой игры для развития речи детей»
План
1. Вступительное слово ст. воспитателя.
2. Деловая игра.
3. Анализ просмотра сюжетно – ролевой игры.
4. Итоги конкурса среди педагогов «Лучший атрибут для сюжетно – ролевой игры».
Публикация «Педсовет „Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
5. Решение педсовета.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово
Да! Счастливая возможность
Человечеству дана
Время «детство» и большая многоликая игра!
В ней возможно очень много,
Ты сценарий пишешь сам.
Сочиняй, твори и пробуй,
Удивляя небеса!
Примеряя жизнь большую,
Время пробуя на вкус,
Репетируй свои роли
И урок мотай на ус!
Не успеешь оглянуться –
Вот и детство далеко
Так спеши играть, ребёнок,
Это тоже нелегко!
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Перед воспитателями возникают следующие вопросы:
• Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности?
• Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?
• Как устранять возникающие между детьми конфликты и недоразумения?
От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.
Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.
2. Деловая игра
Разминка
1. 1. Что значит для детей игра?
(радость, интерес, творчество, социализация, гармония, познание)
2. Какие качества развивает игра?
(активность, нравственность, дружелюбие, коллективизм)
3. Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
3. Чем определяется творческий характер сюжетно – ролевой игры?
(замыслом)
4. Что является структурным компонентом игры?
(сюжет)
5. Какую роль чаще всего ребенок принимает на себя?
(роль взрослого)
6. Какой наиболее важный принцип должен соблюдаться в организации игры?
(атрибуты)
7. Назовите игры с производственным сюжетом
(поликлиника, дом моделей, салон красоты, торговый центр)
8. Назовите общественно – политические сюжетно – ролевые игры. (война, выборы, спасатели, пожарные)
«Программисты»
Программное содержание по сюжетно-развивающимся играм, необходимо определить соответствующую возрастную группу.
1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (От 2 до 3 лет.)
2. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (От 3 до 4 лет.)
3. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)
4. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. (От 5 до 7 лет.)
Игра «Домики»
Группа разбивается на команды по 3 человека. Два участника встают лицом друг к другу и держатся за руки («домики», третий стоит внутри «домика» («люди»).Домики всегда двигаются в паре, не разжимая руки. Один должен быть лишним — «бездомный», он — ведущий.
Если ведущий говорит: «домики ищут людей», то все «домики» оставляют своих «людей» и ищут новых. «Люди» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится новым ведущим.
Если ведущий говорит: «люди ищут домики», то все «люди» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Если ведущий говорит: «землетрясение», то все: и «люди» и «домики» ищут себе новых. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и скорость реакции, умение уступить, лидерство.
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?
Ответ. Даже совсем маленькие дети должны убирать игрушки. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения с игрушками. На помощь приходят игровые приемы, с помощью которых взрослые легко добиваются от детей выполнения поручений. С возрастом игровые приемы сами по себе отпадают, зато остается привычка убирать за собой вещи, игрушки.
2. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Вопрос: Как поступить воспитателю?
Ответ: Чтобы он играл с игрушками, ему надо показать и научить, как с ними играют…
3. Две девочки во время игры не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
- Я хочу!
- И я хочу!
- Двух мам не бывает!
- Буду я мамой! (берет на руки куклу и начинает ее укачивать)
Взрослый, наблюдавший за действиями детей, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:
- Можно я буду твоей дочкой? Ты будешь со мной играть, гулять. … С куклой Наташей будем дружить и ходить к ней в гости.
Обе девочки с интересом играют рядом.
Вопрос: Проанализируйте прием взрослого. Как вы стараетесь разрешить детские ссоры, если они возникают в процессе игр?
Ответ. Ребенок легко подчинился правилу, вытекающему по ходу игры. Взрослый тактично включился в игру, подсказывая детям новый ход игрового действия, позволяющий обойти ссору. Дети приняли его и игра сохранилась.
4. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Вопрос: Как должен поступить педагог?
Ответ: Вариант 1: Педагог организует всех детей играть в войну, переводя её в мирное русло: привал, тишина, потому что враг близко, фронтовой обед и тд.
Вариант 2: Педагог организует с остальными детьми более интересную игру, и тогда «бойцы» сами подтянутся.
5. Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Вопрос: Как должен отреагировать на это воспитатель?
Ответ. Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием. Прежде всего надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание и разъяснить почему игра плохая и почему не следует продолжать ее.
6. Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопрос: Как должен отреагировать на это воспитатель?
Ответ: Как есть, так и надо сказать. «Заканчиваем умывания, подошло время завтрака». Только говорить надо с серьёзной интонацией. Интонация имеет значение. Но кроме серьёзности можно так же использовать и игровой момент. Например, взять игрушечного зайку и сказать, что он приглашает всех за стол и сейчас будет смотреть кто уже большой и кто хорошо кушает. Дети слушаются взрослого если он умеет быть иногда серьёзным, но в то же время воспринимают мир через игру. Надо стараться сочетать и серьёзность, и игру. Это педагогическое искусство, но это возможно.
«Виртуозы»
Выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше атрибутов к сюжетно – ролевой игре.
Строительство города Супермаркет
Ферма Поликлиника
Макдональдс Зоопарк
Спасатели Выборы президента
Салон красоты Баня
Педагогические ситуации
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
1. Объясните, почему не получилась игра?
2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
• Я буду врачом, — кричала Наташа.
• А я- бортмехаником! — сказала Саша.
• Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
• Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
• А я первый сказал!
• Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
3. ИГРА В МАГАЗИН
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?
4. ИГРУШКА, ЕЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. …На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
1. Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
2. Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе?
Анализ просмотра сюжетно – ролевой игры
При подготовке к педсовету с по прошел открытый просмотр сюжетно – ролевых игр в каждой возрастной группе.
В соответствии с поставленной задачей годового плана работы ДОУ: «Активизировать работу педагогического коллектива по формированию коммуникативно – речевой активности дошкольников через игровую деятельность» и с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры, воспитатели использовали рекомендаци примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губановой. В пособии раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.
В ходе просмотра были выявлены следующие результаты:
Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого, но в ходе наблюдения за сюжетной игрой было отмечено :
Воспитатели не систематически планируют и проводят сюжетно – ролевую игру, стараются чаще заменить на игры настольные, чтение книг, подготовку к праздникам. Предварительная работа своевременно не проводится.
У детей не сформированы умения организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре.
Было видно, что у детей есть заинтересованность и желание играть. Дети умеют манипулировать атрибутами, хотя было видно, что они не знают какие надо выполнять ими действия. У детей наблюдались дружеские взаимоотношения.
Педагоги не всегда подводят детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, не создают детям условий для творческого самовыражения и ограничивают во взаимодействии детей друг с другом в совместной игре.
Многие воспитатели заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды).
Рекомендации:
1. Воспитателям систематически планировать и проводить сюжетно – ролевую игру в соответствии с возрастом детей.
2. Проводить предварительную работу перед обучением детей игровым действиям, побуждать детей к использованию предметов- заместителей.
3. Со старшими дошкольниками планировать заготовку и ремонт игровых атрибутов.
3. Воспитателям необходимо заниматься самообразованием по организации сюжетно – ролевой игры.
4. Воспитателям играть совместно с детьми, чтобы в дальнейшем дети могли самостоятельно организовать игру.
5. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.
6. Старшему воспитателю взять под контроль планирование игровой деятельности, организацию сюжетно-ролевой игры по группам ежемесячно. По необходимости проводить консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.
Критерии оценки конкурса
«Лучший атрибут для сюжетно – ролевой игры»
Название атрибута
Педагогическая целесообразность и значимость
Соответствие возрастным особенностям
Эстетичность
Безопасность
Оригинальность выполнения, соответствие современности
Презентация
Итог
Решение педсовета :
1. Продолжать работу по данной теме.
2. Пополнять предметно – развивающую среду атрибутами и оборудованием для организации сюжетно – ролевой игры.
3. Составить проект сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастным особенностям.