Александра Васильева
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Васильева А. В.
воспитатель ГБДОУ детский сад №26
Калининского района
города Санкт-Петербурга
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Для начала хотелось бы напомнить что же такое гендерная принадлежность. Многие люди предполагают, что слово «гендер» является синонимом слову «пол». Гендерная принадлежность – это совокупность психосоциальных и социокультурных характеристик, которые принято присваивать тому или иному биологическому полу. То есть, человек будут по биологическому полу мужчиной, вполне может ощущать себя и вести себя как женщина, и наоборот. Гендерная принадлежность человека определяется им самим и воспитывается окружающими его людьми.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В качестве ведущей деятельности для дошкольника признается игра, связанная с формированием новых мотивов, обеспечивающая моделирование человеческих отношений. «Только тогда, когда предметное действие включается в систему человеческих отношений, раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей. Такое «включение» и происходит в игре. Игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности» [1, С. 80].
Наибольшего расцвета на 4 году жизни детей достигает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании огромно. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть времени проводит в играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно :
1. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля.
2. В игре формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание.
3. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действие и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр [1; 2].
Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье [3].
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола, в результате чего у детей должна сформироваться гендерная устойчивость : «Я – девочка и буду ею постоянно» и «Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будующие мужчины, в своих личтностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу в отношении других людей: родных, близких и т. д. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т. д. [4]
При организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:
1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.
2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.
3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссё ра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит [3].
Успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ, несомненно, зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому:
1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.
4. Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи [5].
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при сопровождении педагогом, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребё нка-дошкольника. Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет отличаться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех моделей поведения взрослых (женщин и мужчин, с которыми дети постоянно сталкивается в семье. Поэтому в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды. – 2-е изд., стереотипное. –
М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. –
416 с.
2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1987. – №7. – С. 45-50.
3 Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. – 2-е изд., испр. –
М. : ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
4. Смирнова Е. И. Дошкольник в современном мире. –
М. : Дрофа, 2006. – 270 с.
5. Конькова Н. О. Организация сюжетно-ролевых игр // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/582897/