Папки-передвижки

Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков

Галина Якушова
Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка. Чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками : устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, уметь разрешать конфликты.

Темочки:

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыка, сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, создает приподнятое настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребенка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя.

Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности. К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что дошкольники часто испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому они замыкаются в одиночестве и часто конфликтуют.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство. Высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают огромные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, проавила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Игра — выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое; музыкально-коммуникативная игра – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.

Умение принимать себя, доброжелательно относится к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

В работе с детьми мы используем множество разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие умения общаться. Одним из таких приёмов являются музыкальные игры. Для эффективности педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например: игры – хороводы, игры в парах, игра со сменой ведущего, игры – импровизации, игры – потешки, игры драматизации, игры – диалоги на инструментах. Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Они направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом социализации детей в детском коллективе.

Коммуникативные музыкальные игры направлены на формирование социально-личностных качеств, таких как:

- развитие динамической стороны общения;

- развитие эмпатии и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связанно с состоянием свободы и уверенности в себе.

Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Построены они на естественных жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, соревнования. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует климат в детском коллективе, вызывает положительные и радостные эмоции.

Разучивая народные игры дети открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.

Музыкально-коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества : здесь отрабатываются и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, ка «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий. После такой совместной деятельности повышается настроение, отмечается уменьшение ссор между воспитанниками.

В зависимости от подготовленности детей педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений. Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.

Многие родители желают, чтобы их ребенок вырос общительным. Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И, конечно же, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Порой артистичным крохам играя — легче оторваться от устойчивых стереотипов поведения: вживаться в новые для себя роли, схватывать инструкции. Поэтому стоит всячески поощрять актерские таланты в маленьких артистах. Придумывайте игры, заставляющие фантазировать, подражать, тогда малыши быстрее пойдут на контакт. Ведь будучи «в роли», а не девочкой Машей, гораздо проще сделать новый для себя шаг.

Например, игра «кошка и котята» - помогает детям адаптироваться в новом коллективе и сблизиться с воспитателем. Педагог предлагает детям поиграть, рассказывает им содержание игры: «жила-была кошка с котятами. Они сладко спали в своем домике. (Исполняется «Колыбельная»). Котята проснулись и побежали играть. («Игра»). Весело бегали котята и спрятались. А кошка проснулась - нет котят. Пошла их искать, стала их подзывать: «Мяу!» Дети выбегают и обнимают «Кошку-воспитательницу».

Игра «Флажок». «Дети сели в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать, кому флаг передать. Ваня выйди, возьми. Выше флаг подними. Ваня вышел вперед. Всем флажки раздает». Дети, испытывающие робость в общении с удовольствием принимают атрибуты игры от своих сверстников, а затем и сами раздавая флаги, испытывают радость совместных действий, чувствуют свою социальную значимость, учатся делиться игрушками.

Игра «Поезд». Дети, держась друг за друга, двигаются по кругу или змейкой в соответствии с темпом музыки : ускоряющийся и замедляющийся. Чтобы двигаться синхронно дети должны чувствовать друг друга.

Игра с платочком или игра «Приглашение». Дети привыкают к сольным движениям. Лидеры учатся радоваться успехам других детей, а робкие дети приобретают уверенность.

На утренниках музыкальные игры оживляют праздничное действо. Это и игры с дедом Морозом, различные конкурсы, на досуге- прибаутки и потешки, игры с ритмическими движениями.

Правила коллективных игр также необходимо усложнять постепенно, чтобы малышу было не трудно их исполнить. Главное, чтобы забавы доставляли удовольствие детям и чтобы в процессе игры они постепенно расширяли границы своего «личного пространства», учились взаимовыручке, сопереживанию, соучастию, болели за общее дело.

Педагоги давно отмечали, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых. Помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, умет находить выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально-эмоционального интеллекта и навыков «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально – эмоционального интеллекта и навыков, доброжелательного взаимодействия.

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Картотека игр, формирующих толерантность и развитие коммуникативных навыков. Цель • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи • Формирование.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков младших школьников Игры-ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои.

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Мастер- класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Составила.

Материал по развитию коммуникативных навыков в подготовительной группе «Мини-картотека игр №1» Материал по развитию коммуникативных навыков в подготовительной группе. Мини-картотека игр. Из обязательного минимального содержания образовательной.

Материал по развитию коммуникативных навыков в подготовительной группе «Мини-картотека игр №2» Пантомимические этюды. Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений. Содержание. Педагог.

Материал по развитию коммуникативных навыков в подготовительной группе «Мини-картотека игр №3» Не бывает…. Цель: развивать ассоциативное мышление, формировать понимание фантазийности предполагаемого. Оснащение: фишки Содержание. С.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевых игр «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков
Опубликовано: 29 мая 2018 в 23:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков» (включая файлы) размещена пользователем Галина Якушова (УИ 1591780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД