Галина Якушова
Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка. Чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками : устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, уметь разрешать конфликты.
Темочки:
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыка, сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, создает приподнятое настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребенка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя.
Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности. К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что дошкольники часто испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому они замыкаются в одиночестве и часто конфликтуют.
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство. Высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают огромные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, проавила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Игра — выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое; музыкально-коммуникативная игра – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.
Умение принимать себя, доброжелательно относится к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
В работе с детьми мы используем множество разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие умения общаться. Одним из таких приёмов являются музыкальные игры. Для эффективности педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например: игры – хороводы, игры в парах, игра со сменой ведущего, игры – импровизации, игры – потешки, игры драматизации, игры – диалоги на инструментах. Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Они направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом социализации детей в детском коллективе.
Коммуникативные музыкальные игры направлены на формирование социально-личностных качеств, таких как:
- развитие динамической стороны общения;
- развитие эмпатии и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связанно с состоянием свободы и уверенности в себе.
Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.
Построены они на естественных жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, соревнования. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует климат в детском коллективе, вызывает положительные и радостные эмоции.
Разучивая народные игры дети открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.
Музыкально-коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества : здесь отрабатываются и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, ка «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий. После такой совместной деятельности повышается настроение, отмечается уменьшение ссор между воспитанниками.
В зависимости от подготовленности детей педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений. Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.
Многие родители желают, чтобы их ребенок вырос общительным. Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И, конечно же, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
Порой артистичным крохам играя — легче оторваться от устойчивых стереотипов поведения: вживаться в новые для себя роли, схватывать инструкции. Поэтому стоит всячески поощрять актерские таланты в маленьких артистах. Придумывайте игры, заставляющие фантазировать, подражать, тогда малыши быстрее пойдут на контакт. Ведь будучи «в роли», а не девочкой Машей, гораздо проще сделать новый для себя шаг.
Например, игра «кошка и котята» - помогает детям адаптироваться в новом коллективе и сблизиться с воспитателем. Педагог предлагает детям поиграть, рассказывает им содержание игры: «жила-была кошка с котятами. Они сладко спали в своем домике. (Исполняется «Колыбельная»). Котята проснулись и побежали играть. («Игра»). Весело бегали котята и спрятались. А кошка проснулась - нет котят. Пошла их искать, стала их подзывать: «Мяу!» Дети выбегают и обнимают «Кошку-воспитательницу».
Игра «Флажок». «Дети сели в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать, кому флаг передать. Ваня выйди, возьми. Выше флаг подними. Ваня вышел вперед. Всем флажки раздает». Дети, испытывающие робость в общении с удовольствием принимают атрибуты игры от своих сверстников, а затем и сами раздавая флаги, испытывают радость совместных действий, чувствуют свою социальную значимость, учатся делиться игрушками.
Игра «Поезд». Дети, держась друг за друга, двигаются по кругу или змейкой в соответствии с темпом музыки : ускоряющийся и замедляющийся. Чтобы двигаться синхронно дети должны чувствовать друг друга.
Игра с платочком или игра «Приглашение». Дети привыкают к сольным движениям. Лидеры учатся радоваться успехам других детей, а робкие дети приобретают уверенность.
На утренниках музыкальные игры оживляют праздничное действо. Это и игры с дедом Морозом, различные конкурсы, на досуге- прибаутки и потешки, игры с ритмическими движениями.
Правила коллективных игр также необходимо усложнять постепенно, чтобы малышу было не трудно их исполнить. Главное, чтобы забавы доставляли удовольствие детям и чтобы в процессе игры они постепенно расширяли границы своего «личного пространства», учились взаимовыручке, сопереживанию, соучастию, болели за общее дело.
Педагоги давно отмечали, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых. Помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, умет находить выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.