Семёнова Людмила
Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов»
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве одного из средств развития школьно- значимых функций выступает детская игра. Для дошкольников с различными нарушениями речи, посещающих детский сад, игровая деятельность имеет свои лидирующие позиции и является необходимым условием развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Публикация «Материал из опыта работы „Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Практика убеждает в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребёнка, и значительное место здесь отводится игре, особенно сюжетно-ролевой. Поведение и активность ребёнка в игре - показатель уровня речевого развития, его психоэмоционального состояния.
Наблюдая за игровыми действиями, в нашей старшей группе мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют игровых навыков. Наличие игрового барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными, стеснительными. И на последующие два года мы определили цели: последовательно решать задачи совершенствования речи дошкольников, развития навыков совместной игры, умения активного разыгрывания сюжета, высказывания в игровых ситуациях.
В месте с воспитателями группы разработали перспективный план, расписали наблюдения и занятия, способствующие обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения в играх. Учли факт. что формирование сюжетно-ролевых игр проходят под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с общим нарушением речи с целью закрепления правильных речевых навыков.
Обратили внимание на обогащение содержания игр, таким образом был создан у детей интерес к новым сюжетам. Для этого рассматривался соответствующий иллюстративный материал, читались книги, проводились беседы, экскурсии. Обучение детей действиям на практике проводятся мной на занятиях, а дальнейшее развитие заданной игры осуществляется воспитателями индивидуально и по подгруппам.
Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений проводится также на занятиях и в игре. При этом соблюдается принцип последовательности - от игры с готовым сюжетом к дальнейшему развитию сюжета детьми.
Большое внимание уделяется умению педагогов установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы а игре - очень важный фактор. В процессе игры мы иногда брали на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством.
В условиях чуткого и бережного руководства со стороны взрослыми детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры. постановке её задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивали навыки, испытывали эмоциональный комфорт. используя полученные знания, приобретали опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Тем самым, в коллективных играх, мы начали наблюдать - организованность, согласованность, осмысленность. Игровые действия стали сопровождаться речью. причём не только в виде отдельных слов, но и в виде распространённых предложений. Значительно обогатился активный словарь дошкольников, расширились представления об окружающей действительности и появился стойкий интерес к игровой деятельности. Таким образом, организованные игры организованные игры способствовали успешному решению речевых задач и познавательных процессов.
В ходе приобретённых мероприятий, речь детей приобрела оттенок образности,выразительности, эмоциональности, изменились поведение и дисциплина детей. В связи со столь эффективным способом работы, на будущее мы решили поставить для себя следующие задачи:
- перевести детей от вопросно-ответной речи к монологической;
- к началу разыгрывания небольших сказок - "Колобок", "Репка", "Котята-поварята";
-к более сложным содержательным сюжетам - "Волк и семеро козлят", "Двенадцать месяцев" и др.
Таким образом, игра - это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать их лексико-грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность. самостоятельность мышления4 помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития. такого как связная речь.
Желаю всем успехов!